19 октября отмечается День методической службы. Профессиональный праздник был учреждён в 1967 году. А официально должность методиста появилась во второй половине 19 века при Петербургском музее военно-учебных заведений. И только в 2009 году, спустя более 150 лет, была утверждена квалификационная характеристика должности методиста.
Если же углубиться в историю, то методистами в образовании были и великие философы Аристотель, Сократ, Платон, Святые Кирилл и Мефодий. Слово, учение в переводе на греческий означают «метод». Значит, они выполняли методическую миссию.
Миссия методиста как раз и состоит в соединении двух «пространств» - науки и практики. «Сильный ум, преследующий практические цели, - писал Гете,- лучший ум на земле». Инновационный всплеск в образовании вызвал необходимость быстро реагировать на изменяющую ситуацию, генерировать новые идеи. И миссия методиста состоит в формировании нового типа педагога – профессионала, обладающего педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой, способного на практике реализовать достижения отечественной и мировой педагогических наук.
Миссия методиста – быть не просто проводником идей и новаций, а донести идею, мысль до педагога так, чтобы у него появилось вдохновение, вдохновение творить, вдохновение узнавать что-то новое, чтобы появилось внутреннее стремление души выразить себя, потребность сообщить другим свои знания, умения, опыт.
Миссия методиста – быть связующим звеном не только между наукой и практикой, но и между поколениями. Извечная проблема общественного развития – связь поколений, передача жизненного и исторического опыта от одного поколения другому. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях и т.д. Миссия методиста как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать этот опыт и в концентрированном виде передать педагогам, а от педагогов – детям. Методисты – живое звено между прошедшим и будущим.
Работники Методического кабинета Управления образования администрации города Шахтёрска, заместители директоров по учебно-воспитательной работе муниципальных общеобразовательных учреждений, старшие воспитатели муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, методисты муниципальных учреждений дополнительного образования, руководители городских учебно-методических объединений, методических объединений, творческих групп, «учителя-методисты», «старшие учителя», «воспитатели-методисты», а также руководители образовательных организаций ежедневно из года в год создают условия для раскрытия творческого потенциала педагогов, являясь наставниками и помощниками в повышении их профессионального мастерства.
Методический кабинет Управления образования администрации города Шахтёрска сегодня (заведующий Максименко Светлана Леонидовна) – это коллектив профессиональных методистов, замечательная команда единомышленников, каждый из которых – функционально грамотный, компетентный, творческий.
Невольник Наталья Ивановна – методист по дошкольному образованию, осуществляет методическое сопровождение педагогов и руководителей 28 дошкольных образовательных учреждений, 9 городских методических структур по актуальным вопросам дошкольного образования. Результат работы – ежегодные победы в республиканском проекте «Дружи со спортом с малых лет», высокие результаты педагогов в республиканских конкурсах профессионального мастерства, обобщение их опыта на уровне Республики.
Ващева Людмила Ивановна – методист по библиотечным фондам, оказывает адресную методическую помощь учителям музыки, ИЗО, физической культуры, основ безопасной жизнедеятельности. Автор идей ежегодных муниципальных конкурсов, проектов («Шахтёрск. Улицы. Писатели и поэты. Люди», «Памятники и музеи Шахтёрска и Шахтёрского района. Помним! Гордимся!», «Летопись школ. Год Русской культуры» и др.), активный участник республиканских проектов.
Гагулина Валентина Владимировна курирует предметы естественно-математического цикла (математика, информатика, ИКТ, химия, биология и экология, физика и астрономия), работу с одарёнными детьми (республиканские предметные олимпиады, конкурс научно-исследовательских работ в рамках Малой академии наук, олимпиаду по математике «ТИИМ - Технологии. Интеллект. Информатика. Математика» в рамках договора о сотрудничестве с Московским техническим университетом связи и информатики»), обобщение опыта педагогов и апробацию учебников и учебных пособий.
Огнёва Светлана Леонидовна создаёт условия педагогам и руководителям для получения дополнительного педагогического образования в ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» и в Российской Федерации в рамках интеграции; осуществляет мониторинг аттестационного процесса, деятельности экспертов в рамках аттестации; методическое сопровождение учителей истории, права, обществознания, экономики, географии, заместителей директоров по воспитательной работе и педагогов-организаторов; организацию и проведение творческих, технических, интеллектуальных конкурсов для обучающихся.
Тюмнева Людмила Андреевна – администратор сайта Методического кабинета, координатор Виртуальной выставки-презентации «Современное образование города Шахтёрска» (Методический кабинет ежегодно занимает лидирующие позиции в Республике в различных номинациях), курирует работу городских учебно-методических объединений учителей начальных классов, русского языка и литературы, родного языка и литературы, иностранных языков; работу городских методических структур, в том числе для воспитателей группы продлённого дня, учителей основ религиозных культур и светской этики. Впервые в Республике обобщён опыт Методического кабинета и опыт ГУМО учителей русского языка и литературы.
Кищенко Алина Викторовна – методист муниципальной психологической службы, координирует работу педагогов-психологов и социальных педагогов 60 образовательных организаций города; руководит Школой молодого специалиста психологической службы «От теории – к практике», Супервизионным клубом «Практика для практиков»; проводит занятия для методистов в Студии психологического развития «Clever». Активно и результативно взаимодействует с Донецким республиканским учебно-методическим центром психологической службы системы образования.
Махнач Людмила Павловна – оператор компьютерного набора, консультант по кадровым и юридическим вопросам методической деятельности.
С целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов и руководителей, повышения качества образования создана модель взаимодействия Методического кабинета с образовательными организациями в условиях реализации новых Государственных образовательных стандартов. Данная модель отражает функции современного менеджмента: аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-оценочную, регулятивно-коррекционную. А также содержит направления деятельности Методического кабинета: образовательная деятельность, консультационно-тьюторская, аналитическая, информационно- и организационно-методическая, сопровождение инновационных процессов.
В основе модели – создание механизмов адекватного, гибкого и оперативного реагирования методической службы на актуальные запросы всех участников образовательного процесса, мотивация педагогических работников к эффективной реализации Государственных образовательных стандартов. Особенность методической работы состоит в умении быстро реагировать на возникающие запросы педагогов, учитывая их личностные качества, опыт и творческий потенциал.
Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения.
Муниципальная методическая служба превращается в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ, т.к. это взаимодействие дает возможность обладать самыми качественными на сегодняшний день внешними и внутренними ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными и другими и обеспечивает качественное преобразование существующей сегодня традиционной модели реализации научно-методического сопровождения инновационной трансформации образовательной среды.
Городская структура организации методической работы включает 2 ГМО заместителей директоров: по УВР (руководитель Марич С.В., МОУ «Шахтёрская СШ с.Малоорловка») и ВР, педагогов-организаторов (Евдокимова Н.Н., МОУ «Шахтёрский УВК №1»); 20 предметных ГУМО; ГМО для педагогов-психологов и социальных педагогов, школьных библиотекарей; а также 29 городских методических структур для педагогов МДОУ, МОУ (в прошлом учебном году – 22, в 2019 - 20) с охватом 350 педагогов. В рамках реализации модели взаимодействия Методического кабинета и общеобразовательных организаций следует отметить деятельность структур, что позволяет решать проблемные вопросы в рамках реализации ГОС более глубоко и подробно, оказывая адресную методическую и практическую помощь педагогам. В республиканских ТГ работает 19 педагогов ( в прошлом году – 25) из МОУ «Шахтёрская СШ№1», № 4, 9, 13, 18, 22, гимназии, СШ с. Орлово-Ивановка, СШ с.Петропавловка, СШ с.Золотарёвка, СШ пос.Садовое, ДДЮТ, СЮТ, МДОУ №4, 14). Такое профессиональное общение способствует самореализации педагогов, в том числе аттестуемых.
На уровне Республики продолжается сетевое взаимодействие образовательных организаций города Шахтёрска с ОО Харцызска и Горловки. Сетевое взаимодействие предоставляет возможность объединяться с коллегами из других образовательных организаций для профессионального общения, оперативно обмениваться совместными ресурсами, осваивать и применять новые образовательные технологии и методики. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться.
Исследовательская работа педагогов – одна из непременных составляющих успешного развития образовательной системы молодого государства. Этот тезис ориентирует современную методическую службу на пересмотр содержания деятельности и необходимые преобразования в системе менеджмента образования. Педагоги ежегодно участвуют в апробации на уровне Республики учебных и учебно-методических пособий для общеобразовательных организаций. Принимают участие в работе Республиканских лабораторий, стажировочных площадок, осуществляя экспериментальную деятельность (МОУ «Шахтёрская СШ №1», МБОУ «Шахтёрская гимназия», МОУ «Шахтёрская СШ пос.Садовое», МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №4» и др.). На уровне Республики изучается и обобщается опыт педагогов гимназии, СШ с.Орлово-Ивановка, МДОУ №1, 10.
С целью популяризации перспективного педагогического опыта более 10 лет Методический кабинет выпускает городской методический журнал «Жемчужины педагогического мастерства».
Ежегодно растёт количество участников международных, всероссийских, республиканских конференций, фестивалей, конкурсов.
Как известно, только творческий, компетентный, функционально грамотный педагог может воспитать успешного и функционально грамотного обучающегося. Как итог – обучающиеся школ города – активные участники конкурсов, соревнований, конференций, олимпиад разного уровня.
Достигнутые позитивные результаты подтверждают правильность выбранного пути и эффективность сотрудничества Методического кабинета с педагогами-практиками, ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования». А главная задача на пути повышения качества образовательных услуг – не потерять накопленный потенциал, сберечь всё лучшее и внедрить новые идеи и знания по модернизации образования.
«Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы 3 условия: она должна быть посильной, неизнурительной и её обязательно должен сопровождать успех».
«Для достижения успеха в любом деле необходимы две составляющие: вдохновение и полная отдача».
Из архива Методического кабинета. Электронная книга «Золотые страницы истории» к юбилею методической службы (2012) посмотреть.
«Золотой фонд образования города Шахтёрска». Электронная книга к 50-летию отдела образования Шахтёрского городского совета (2013) посмотреть.
Методический кабинет управления образования администрации города Шахтёрска (2016) посмотреть.