Как сердце разрывает на куски:
В нём вой, и жуть, и лязг, и хряск, и скрежет
Огня, металла, боли и тоски.
В нём кровь и милосердье – не во благо,
В нём разных несуразностей – не счесть.
Но в нём ещё – и доблесть, и отвага,
И жертвенность, и преданность, и честь.
Афганская война… Как много и как мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполных десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Час-реквием «Афганистан – Это боль и грусть, и чья-то прерванная жизнь» в 9-А классе – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, которые складывались в сердцах ребят во время атаки, в минуты отдыха, в бессонные от тоски ночи, в часы горьких раздумий о судьбе страны.
Упали парни, смежив веки,-
Мир настороженно затих…
Они останутся навеки
Моложе сверстников своих.
Это строки написал Александр Иванович Стовба, воин-интернационалист. Он погиб, выполняя воинский долг в Афганистане. Друзья и родные называли его Аист. Он так подписывался «А.И.Ст.». Александр окончил Киевское общевойсковое командное училище имени Фрунзе и стал офицером – в его понимании воином, сильным и непоколебимым, готовым спасти Родину и весь мир от врага. Девиз его всегда был: «Кто же, если не я!» С января 1980 года Александр Стовба служил в Афганистане: был командиром 4 гранатомётно-пулемётного взвода 66-й мотострелковой бригады. 29 марта 1980 года взвод Александра Стовбы был окружён в районе населённого пункта Серан, провинция Кандагар.
И тогда взводный Александр Стовба дал приказ всем отойти. Он первым понял, что они оказались в западне, из которой живыми уйти почти невозможно. Нужно было решиться, хотя и с потерями, на единственный выход: кому-то погибнуть. А кому-то остаться жить и за товарища…
Александр Стовба принял неравный бой, прикрыв отход группы. Сашу товарищи нашли на следующий день. Он лежал почти у самой дороги. Возле него валялись два трупа душманов. Лейтенант лежал лицом, обращённым к небу, в его глазах навсегда исчезли непостижимые миры и звёзды. Ему было 22 года... Жить бы и жить…
Указом Президента СССР от 1 ноября 1990 года за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Стовбе Александру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В школе, в училище, на службе, мало кто знал, что Саша пишет стихи, а стихи писал всегда, без них не мог жить. При жизни ни одного стихотворения опубликовано не было, поэтическое признание пришло после смерти. А стихи АИСта – так он их подписывал: это первые буквы его имени, отчества, фамилии – талантливые, необычные, сильные. В стихах А.Стовбы звучит жизнеутверждающая сила бытия. Чувство дружбы и товарищества надёжной опорой заполняет душу. Подвиг солдата во имя Родины вызывает гордость и преклонение… Простые и правдивые строки исполнены доброты, нежности и любви.
В 1984 году А.Стовба был принят в Союз писателей. После смерти в свет вышли его книги: «Песня грозы сильней», «Подвига полёт бессмертный», «Звезда рождается в огне», «За тебя – в атаку!», «Мама, я вернусь…», художественно-документальная повесть Алексея Дмитренко «Аист».
Девятиклассники читали стихи «Аиста» с чувством глубокого уважения, гордости. Потрясла их и короткая биография воина-интернационалиста. Ребята слушали афганские песни, затаив дыхание. Леснов Илья подарил одноклассникам песню о войне в Афганистане в своем исполнении. Жизнь и подвиг Александра Стовбы – достойный пример для юных сердец.
Интересным дополнением к мероприятию был трогательный рассказ директора школы Евгении Александровны Волынцевой о своих одноклассниках, воевавших в Афганистане. Один – погиб, двое других – вернулись живыми. О том, что им пришлось пережить и какими они вернулись с той войны, поведала ребятам Евгения Александровна. А еще попросила чтить память о тех, кто был верен присяге, изучать и знать историю родной страны.