Сегодня на первый план выходят вопросы качества продуктов и услуг, в связи с чем важной проблемой является и качество образования. Необходимость постоянно поддерживать и поднимать уровень конкурентоспособности заставляет руководителей, в том числе в сфере образования, осваивать современные инструменты управления, позволяющие совершенствовать качество выпускаемых продуктов и услуг, качество процессов, качество систем управления.
Рост конкуренции и все возрастающие требования к эффективности управления приводят к естественному заключению о необходимости учиться у бизнеса. Этим объясняются интерес к бенчмаркингу – инструменту, используемому в бизнесе, и попытка адаптировать его к образованию. Теперь бенчмаркинг – это новое модное слово не только в управленческих кругах, но и в сфере образования.
Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», эталонное сравнение, критерий). В наиболее общем смысле benchmark – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения дел.
Впервые метод бенчмаркинга был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Бенчмаркинг в образовании стал использоваться относительно недавно.
Рассмотрим некоторые определения бенчмаркинга, применяемые в сфере образования:
• Бенчмаркинг – это процесс изучения, который требует доверия, понимания, отбор и адаптирование лучших практик в целях совершенствования;
• бенчмаркинг – метод, который вовлекает всю организацию в поиск лучших практик: не просто, что сделано лучше всего, а как это достигнуто.
• Бенчмаркинг – это профессиональное сообщество, которое в точности описывает сущность и стандарты квалификации, которое несет в себе предметы в своих названиях, или в которых предмет включен в программу, ведущую к получению степени.
Что конкретно можно получить образовательным организациям используя бенчмаркинг?
Во-первых, бенчмаркинг дает возможность «увидеть себя со стороны» – объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны. Во-вторых, направленное изучение образовательных организаций-лидеров позволяет определиться со стратегическими ориентирами, для того чтобы находиться на передовой линии. В-третьих, бенчмаркинг позволяет почерпнуть новые идеи как в организации учебного процесса, так и в области маркетинга образовательных услуг. В-четвертых, систематический бенчмаркинг позволяет «держать руку на пульсе» конкурентов и действовать проактивно. В-пятых, бенчмаркинг представляет альтернативу традиционному стратегическому планированию от достигнутого, открывая возможность перейти к планированию на основе анализа показателей конкурентов.
Таким образом, технология бенчмаркинга стягивает в единую систему: разработку стратегии, отраслевой анализ и анализ конкурентов.