На сегодняшний день Государственным образовательным стандартом предусмотрен принцип метапредметности в организации образовательного процесса. Основной признак метапредмета – комплексный характер интеграции, метапредмет может иметь самые разнообразные формы, его элементами в различных комбинациях могут быть как отдельные дисциплинарные или предметные курсы или интегрированные курсы, так и отдельные темы или разделы различных наук. Основой метапредметного урока является всегда единая дидактическая цель. Специфика метапредметов заключается в более гибком характере построения их содержания, в возможности его оперативной перекомпоновки, построения на его основе новых метапредметних структур. Метапредмет – “живой” организм. Он может входить в структуру обычного учебного курса, иметь статус, цель предметной темы или раздела. Именно метапредметы могут быть реализацией дидактической системы интегрированных знаний, поскольку они являются гораздо более широким и более гибким понятием, чем предметные или интегрированные учебные курсы.
Среди метанаучных дисциплин (и, соответственно, учебных метапредметов) можно выделить два основных типа: природные и искусственные. К природным метанаукам принадлежит физика, математика или биология. Искусственные метанауки возникают для решения конкретных потребностей на определённом этапе развития человечества и чаще всего реализуются в так называемых гибридных науках.
Если попытаться определить основные признаки урока организованного с позиции метапредметности, то А.В.Хуторской выделяет следующие:
І. Этап целеполагания
• понимание учеником того, что постановка цели – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира;
• умение грамотно ставить цели: на урок, на тему, на год;
• цель, поставленная учеником достижимая, проверяемая, конкретная;
• качественная оценка со стороны учителя, самооценка учеником своей цели;
ІІ. Этап создания образовательной напряженности (постановки проблемы)
• вопрос – движущая сила познания. грамотный вопрос – половина ответа;
• умение задавать вопросы, вычленять противоречия, выделять причинно-следственные связи, удивляться фактам;
• количество и качество заданных ребёнком вопросов может оцениваться оценкой или качественно – учителем;
III. Этап работы над открытым заданием, создание собственного продукта
• человек – по предназначению творец, имеет право реализовать своё творческое начало в любой области, имеет право на свой взгляд на мир, если он не ущемляет при этом прав других людей;
• получение опыта творческой деятельности различного рода (сочинительской, исследовательской, художественной и др.);
• продукт оценивается с точки зрения новизны идеи, глубины познания, степени освоения предметной области, креативности;
• возможна количественная оценка в баллах, но предпочтительна –качественная оценка учителя, рецензия;
ІV. Этап сравнения с культурно-историческим аналогом
• понимание, что люди приходят к истине разными путями, могут существовать разные точки зрения на один вопрос, знакомство с разными позициями;
• сравнение, анализ, систематизация, прогнозирование;
• приближенность собственного созданного продукта к уже созданным, или наоборот – оригинальность, самобытность;
• самооценка;
V. Этап рефлексивного осмысления результатов урока
• понимание того, что самоанализ результатов – неотъемлемый элемент самостоятельного познания мира;
• умение грамотно проанализировать своё приращение, осознать свои достижения и ошибки, их причины;
• полная развернутая, личностная рефлексия;
• качественная оценка рефлексии со стороны учителя или одноклассников.