Калейдоскоп педагогических династий_династия Максименко С.Л.
Мир профессий разнообразен. Каждая по-своему интересна, сложна и необходима. Одна из первых профессий, с которой встречается маленький человек, - это учитель. И имя учителя свято, потому что напряжённым трудом своего разума и сердца он формирует человека завтрашнего дня, будущее общества, его интеллект, силу и культуру. Учителя – особенные люди, для которых профессия становится судьбой. И передаётся из поколения в поколение. Как эстафета добра, знаний и человечности. Хочу рассказать о нашей династии учителей, о близких людях, родственниках, которые избрали непростую, но такую благородную профессию.
Общий стаж нашей учительской династии – 503 года! Это достойные представители своей профессии, внёсшие огромный личный вклад в развитие образования своего города. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству и желание отдавать сердце детям, ученикам. Каждый из них – это целая история, история учебного учреждения, история родного города, страны. А историю нужно знать. И беречь. Помнить о тех, кого с нами уже нет. Знать о тех, кто живёт рядом и вкладывает в свою работу душу.
Мой папа, Лямцев Леонид Дмитриевич, в 1968 году закончил Таганрогский педагогический институт по специальности «учитель физики», работал учителем физики по направлению в Калмыкии, затем - в Краснополянской средней школе Луганской области, директором вечерней школы. Более 40 лет проработал в СШ №18 города Шахтёрска учителем электротехники, трудового обучения, а также вёл кружок на Станции юных техников. «Специалист высшей категории», «Учитель-методист», «Отличник образования». Руководил городским методическим объединением учителей трудового обучения. Мальчики любили уроки труда, большинство из них ждали с нетерпением. Потому что можно научиться выпиливать лобзиком, работать на станках, самостоятельно изготовить подсвечник, скалку, разделочную доску. Ежегодно занимали призовые места в городских и областных олимпиадах по трудовому обучению, конкурсах технического творчества. Думаю, секрет его мастерства в том, что он любил, то, что делал, и жил интересами тех, кого учил.
Сестра папы, моя тётя, Бирюкова Надежда Дмитриевна, закончила Новочеркасский учительский институт, затем заочно – Ворошиловградский педагогический институт. В трудовой книжке всего 2 записи: принята учителем биологии в СШ №8 города Антрацита и ушла оттуда на пенсию. Трудовой стаж – 34 года. Моя двоюродная сестра, дочь Надежды Дмитриевны, Голицына Любовь Александровна, закончила Ростовский ИСХМ (сейчас Донской ГТУ), затем - курсы при училище искусств и 15 лет работала в Доме пионеров, учила детей танцевальному искусству. Её двоюродная сестра по папе - Туман Вера Йосифовна – Заслуженный учитель ЛНР, и сейчас работает в лицее города Антрацита.
Моя мама, Лямцева Лидия Владленовна… Самый дорогой в жизни человек. Друг, единомышленник, помощник, пример для подражания. Все свои мысли и дела сверяю с ней. И прежде чем принять какое-либо решение, всегда думаю: а как бы поступила мама?
«Учитесь радоваться жизни! Спешите творить добро! Держитесь с достоинством при любых обстоятельствах» - её жизненное кредо. После окончания Кировского педагогического училища с 1969 года по распределению работала в Краснополянской средней школе Луганской области, затем - в Шахтёрской школе-интернате №1, с 1976 по 2018 год – в СШ №14 города Шахтёрска. Начинала учителем начальных классов, а в 1982 году, получив в Донецком национальном университете высшее филологическое образование, «перешла» вместе со своими учениками в 5 класс, став классным руководителем и учителем русского языка и литературы. Судьба подарила шанс реализовать свой потенциал. Кропотливая работа, направленная на развитие учащихся, создание условий для развития их способностей, воспитание Человека, увенчалась успехом: ученический коллектив и родители стали единомышленниками. А результат работы – сплочённый воспитанный коллектив и высокое качество знаний у учащихся: Золотая медаль, Серебряная медаль, отличные и хорошие аттестаты. Отзвенел Последний звонок, затихли звуки прощального вальса, но не забывали школу и учителя выпускники, радовали своими короткими встречами, телефонными звонками. Выпуск 1990 года, 1997, 2004, 2006, 2008, 2013, неоконченный 2018… С каждым учеником уходила частичка сердца…
Систематически работая над собой, внедряя инновационные методы и приёмы, не забывая и о классической педагогике, мама добивалась высоких результатов в работе. Её учащиеся занимали призовые места в городских, областных и республиканских предметных олимпиадах и конкурсах, неоднократно отмечались в городе и области поэтические сборники, альманахи, презентации. В газетах «Знамя Победы», «Для всех» публиковались стихотворения воспитанников. Говорят, нет предела совершенству. Лямцева Л.В. – руководитель школьного методического объединения, участник творческих групп, одна из основателей школьного музея В.А.Сухомлинского. Теперь там и её фотография… Администрация школы высоко ценила вклад Лидии Владленовны в обучение и воспитание подрастающего поколения: «Специалист высшей категории», «Учитель-методист», «Отличник образования», многочисленные благодарности, грамоты и награды за добросовестный, результативный труд. Но лучшей наградой, конечно же, была благодарность учеников, их успехи и достижения, радость в глазах при встрече, робкие попытки передать свои чувства в стихах. «Для достижения успеха абсолютно в любом деле необходимы две составляющие: вдохновение и полная отдача» - наверное, этот жизненный девиз мамы передался и мне.
Дядя мамы, Гребенников Николай Николаевич, окончил Омский государственный педагогический институт. Работал учителем химии и биологии, директором в школах и интернатах России и Украины, с 1965 года – заместителем директора по учебной работе Шахтёрского медицинского училища, с 1968 по 1984 год – директором Шахтёрского торгового техникума. В период его руководства в среднем в год в техникуме обучалось до 2 тысяч студентов. Развивались интернациональные связи, укреплялась материально-техническая база, был введён в эксплуатацию новый учебный корпус, общежитие, лаборатория ХКМ, кабинет НВП. Николай Николаевич успешно сочетал работу руководителя с выполнением обязанностей депутата Шахтёрского городского совета народных депутатов. Широкая эрудиция, принципиальность, трудолюбие и высокий профессионализм снискали ему авторитет, любовь и уважение всех, кому посчастливилось работать и общаться с этим человеком. Гребенников Н.Н. внёс огромный личный вклад в формирование молодого поколения шахтёрцев.
Верной спутницей, другом, единомышленником и помощником стала Гребенникова (Максимова) Надежда Семёновна. Закончила Томский учительский институт в 1940 году, в 19 лет начала свой педагогический путь. Учила детей во многих глухих, отдалённых уголках Сибири. В 1942 году познакомилась с будущим супругом, и уже вместе они продолжили шагать по жизни и по учительской стезе. Семья много раз меняла место жительства и место работы, так как супругу часто поручали ответственную работу по восстановлению системы образования в различных регионах страны в послевоенное время. И везде учительские навыки и человеческие качества Надежды Семёновны тоже были востребованы. Позже заочно она закончила филологический факультет Ростовского педагогического института, преподавала русский язык и литературу во многих учебных учреждениях родной Сибири и Донбасса. В Шахтёрске работала в школе-интернате, СШ №13, СШ №1. Гребенникову Н.С. уважали коллеги, любили дети за бесконечное трудолюбие, душевную щедрость, чуткость и безупречное знание любимого предмета. Готовясь к каждому уроку, предполагала ли она, что кто-нибудь из её учеников станет учителем? А стала - дочь!
Ленская Татьяна Николаевна – продолжатель династии Гребенниковых, моя тётя. Закончила Донецкий государственный университет, в 1987 году переступила порог Шахтёрского торгового техникума в статусе преподавателя русского языка и литературы. Сразу привлекла к себе внимание и коллег, и студентов знанием предмета, эрудицией, творчеством в работе и оптимизмом. С 1995 по 2015 годы проработала заместителем директора по воспитательной работе. 20 лет трудовой деятельности – конкурсы, выставки, походы, организация работы научного студенческого сообщества, волонтёрского движения в техникуме, работа студенческого совета, издание печатной студенческой газеты и поэтических сборников преподавателей и студентов. Всё это Татьяна Николаевна совмещала с учебной работой по любимому предмету. «Специалист высшей категории», «Преподаватель-методист», «Отличник образования». С 2020 года работала в МБОУ «Шахтёрская СШ №1» учителем русского языка и литературы. К истокам, как она сама часто повторяет слова Л.Н.Толстого: «…всё возвращается на круги своя…». Самая высокая награда для учителя – это уважение и благодарная память учеников. Её выпускники до сих пор поддерживают тёплые отношения со своим учителем и наставником.
Тётя мамы, Чернуха Вера Николаевна – Учитель от Бога. После окончания Енакиевского педагогического училища с 1948 года работала учителем начальных классов в Шахтёрской средней школе №1, в СШ №4. Умела найти подход к детям, помогала им стать личностями, открывала дорогу во взрослую жизнь. Она имела от природы такт, доброту, терпение, чуткость, справедливость, душевность и отзывчивость. До сих пор с теплотой и любовью вспоминают своего первого учителя её воспитанники. С 1963 года сеяла разумное, доброе, вечное уже в должности заведующей библиотекой Шахтёрской средней школы №4. Трудовая книжка Веры Николаевны содержит множество благодарностей за безупречный труд.
Моя тётя, Гераймович Ольга Васильевна, - необычайно творческий, талантливый и увлекающийся человек. Великолепный дизайнер, пишет стихи, сценарии семейных торжеств, создала большое количество фильмов о родных, близких, дорогих людях. А начиналось всё в 1969 году, когда окончила Пермское педагогическое училище по специальности «дошкольное воспитание». Работала в Пермском детском саду №241 воспитателем. С 1972 года - музыкальным руководителем в дошкольных учреждениях города Шахтёрска: «Буратино», «Светлячок», «Теремок». С 1985 года – заведующая детскими садами «Снежинка», «Белочка». Педагогический стаж – 37 лет.
Отец Ольги Васильевны, Шерстобитов Василий Михайлович, 1914 года рождения, получил высшее педагогическое образование, закончил высшую партийную школу. После возвращения с фронта с 1951 года преподавал химию и биологию в средней школе №1 города Шахтёрска. Его родная сестра, Шерстобитова Мария Михайловна, более 40 лет проработала учителем начальных классов в этой же школе.
Дочь Гераймович О.В., моя сестра, Малько Татьяна Леонидовна, после получения высшего образования в городе Донецке работала социальным педагогом в Шахтёрской многопрофильной гимназии, затем – в СШ №19, где была назначена и классным руководителем. Всегда активно участвовала в школьной жизни, психологических конференциях разного уровня. Коллеги отмечают превосходный эстетический вкус Татьяны, её чуткость, небезразличие к судьбам и обучающихся, и педагогов.
Моя двоюродная сестра, Карнаух Наталья Юрьевна, после окончания дошкольного отделения Шахтёрского педагогического училища работала воспитателем в детском саду «Восход», с 2009 года – заместитель директора по хозяйственной части в МБОУ «Шахтёрская ОШ №21». Воспитала троих замечательных детей.
Судьба распорядилась так, что и моя невестка, Максименко Инна Анатольевна, тоже выбрала педагогический путь. После окончания Донецкого национального университета работала педагогом-психологом в Шахтёрской СШ №2, затем – социальным педагогом в СШ №1. Занимает активную жизненную позицию, принимала участие в выборах в Молодёжный парламент города, представляла свои идеи на республиканском уровне. Сейчас воспитывает сына, а он учит и воспитывает всех нас.
Видимо, не случайно и я выбрала профессию. Хотела быть учителем русского языка, как мама. Но в 1991 году директор Шахтёрской СШ №18 Полозюк Иван Петрович пригласил работать учителем украинского языка и литературы. В 1992 закончила Луганский педагогический институт по данной специальности. С 2014 года всё-таки преподаю любимый русский язык после получения второго высшего образования. Кто-то мудрый сказал: «Хорошо, когда профессия одновременно является и хобби». В моём случае именно так и есть. Мне нравится общаться с детьми, радует, когда они становятся лучше, чем мы, талантливее, способнее. Они дают смысл жизни, помогают быть постоянно в поиске и тонусе. С 1999 года работаю в методическом кабинете отдела образования, с 2003 года и по настоящее время – заведующим методкабинетом, 2013-2014 год – заведующий отделом образования Шахтёрского городского совета. Я люблю свою работу. Люблю помогать педагогам и руководителям становиться профессиональнее, раскрывать их потенциал, преобразовать сложное в доступное (особенно сейчас, в свете реализации новых государственных образовательных стандартов), мотивировать, помогать самореализоваться. Стараюсь быть наставником и помощником в повышении их профессионального мастерства. Именно в этом миссия методической службы. Мой девиз по-прежнему: «Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы 3 условия: она должна быть посильной, неизнурительной и её обязательно должен сопровождать успех».
Учительская династия… В этих словах – благородство и мужество, талант и самоотдача. В чём сила педагогических династий? Почему в сложный, переломный период нашей истории мы говорим о них с гордостью и преклонением? Наверное, дело в том, что традиции семьи и людей, связанных не только нравственными, но и кровными родственными узами позволяют хранить и передавать из поколения в поколение высокие идеалы добра, гражданского долга. Без Учителя хорошего Человека не вырастить. Без достойного образования сильное государство не построить. Учитель – одна из самых важных, нужных и благородных профессий на Земле! Низкий поклон людям, которые избрали этот нелёгкий путь.
Категория:
2023 год
Просмотров:
147
Рейтинг:
5.0 / 1