Осмысление педагогической сущности мониторинга, как и любого сложного социально-педагогического явления, связано с познанием внутренне присущих ему свойств и отношений, состав, описание и интерпретация которых целиком зависят от конкретных методологических оснований, в ракурсе которых осуществляется его анализ. Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления и создаёт необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.
По Закону «Об образовании» Донецкой Народной Республики образовательные организации обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования. Управление качеством решается в первую очередь путем использования мониторинга качества.
За последнее время отделом мониторинга качества образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования накоплен некоторый опыт оценки эффективности учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Образовательная деятельность организации дополнительного образования – это реализация процесса обучения, воспитания и развития личности ребёнка через создание благоприятных условий и мониторинг этой деятельности должен быть направлен на изучение личности ребёнка и создаваемые в образовательном учреждении условия ее развития.
Следовательно, основным направлением работы является определение содержания критериев оценки качества образования обучающихся учреждений дополнительного образования детей.
Здесь качество образования рассматривается как единство трёх составляющих:
• качество условий осуществления образовательного процесса;
• качество реализации образовательного процесса;
• качество результатов образовательного процесса.
Задача администрации и педагогического коллектива учреждения дополнительного образования:
• определить достигнутые социальные эффекты в образовании, воспитании и социальном развитии разных целевых групп детей и молодежи, включенных в систему дополнительного образования;
• изучить социальный запрос и степень удовлетворенности услугами дополнительного образования детей и молодёжи со стороны основных групп потребителей: детей и родителей, а также заинтересованных представителей государственных организаций и общественных объединений;
• содействовать формированию и эффективному развитию профессионального корпоративного сообщества педагогов дополнительного образования;
• ориентировать в выборе перспективных схем и моделей развития ключевых направлений в системе дополнительного образования детей и молодежи.
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие:
• изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ;
• оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств;
• оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания;
• оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания;
• создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
В процессе мониторинга учреждения дополнительного образования выясняются следующие вопросы: достигается ли цель учебно-воспитательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
Предлагаем методический кейс диагностического материала для осуществления мониторинга качества учебно-воспитательного процесса в творческом объединении, который сформирован педагогами учреждения дополнительного образования «Дом детского и юношеского творчества администрации Тельмановского района»