«Русский медвежонок – языкознание для всех» – международная игра-конкурс по русскому языкознанию. Целью проведения этого конкурса является развитие интереса к русскому языку, содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по предмету, предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки региона, не выезжая из него.
Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года проводится этот конкурс, который ежегодно привлекает более 2 миллионов участников из России и десятков других стран. Популярным он стал и в школах города Шахтерска. Ученики с радостью откликнулись на сообщение о проведении конкурса «Русский медвежонок», ведь многие из них уже имели возможность проявить свои знания по русскому языку в этой игре.
В конкурсе приняло участие 677 обучающихся 2-11 классов из 28 общеобразовательных организаций города. Игра проходила заочно в один день во всех школах. Варианты заданий городской оргкомитет получил из Республиканского представительства ЦО «Русский медвежонок» в Донецкой Народной Республике, расположенного в Центре международной интеграции Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.
Большинство заданий по силам не только одаренным, но и самым обычным детям, поэтому ребята с удовольствием всегда участвуют в этой игре. Ведь некоторые задания не требуют широких познаний от участника, и на них можно ответить, применив логические размышления. Не исключено, что такие задания направлены на внутреннее чувство языка, заложенное у нас в крови. Как пишут сами организаторы конкурса, «задания ориентированы не столько на механическое знание правил, сколько на логику, общую культуру, а порой – и на чувство юмора. Ведь главная цель игры – показать красоту и богатство русского языка, преодолеть впечатление о нем как о формальном и скучном школьном предмете».
Конечно же, часть заданий ребенку решить сложно, но они, собственно, частично на это и направлены: посидеть, подумать, вообще задуматься о том, на что не обращаешь внимания, когда произносишь слово или употребляешь фразеологизм. Размышлять над задачей, у которой точно есть логически выводимый ответ, а ты его не знаешь, но точно можешь догадаться, приятно, тут и говорить не о чем.
Выполняя конкурсные задания, ребята учились вдумчиво читать, проявлять сообразительность, использовать догадку и даже сумели ощутить себя «немного полиглотами», ведь задания такие разные!
Не все ребята, участвуя в игре, ставили себе цель: во что бы то ни стало победить. Они просто хотели участвовать, потому что это интересно, потому что узнавали много нового из таких тестов, потому что скучно и невозможно жить, не узнавая ничего нового, двигаясь лишь по программе. Человек ведь все время чему-то учится, и обычно это признак его развития, а не деградации.
После подведения итогов, которое состоится в феврале, каждый участник получит сертификат с указанием числа полученных баллов, а школьники, показавшие хороший результат, будут награждены призами.
Надеемся, что участие в этом конкурсе станет для детей дополнительным стимулом для изучения родного языка, ведь, наверняка, интересные вопросы пробудили любопытство, побудив многих после конкурса заглянуть в словари, справочники, энциклопедии.