В условиях развития системы образования необходимо обеспечивать системность научно-методического сопровождения инновационных процессов. Главными критериями системности являются оперативность и деятельность на опережение.
06.06.2017 г. научно-методический совет Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования рассмотрел ряд вопросов:
1. Организация научно-методической работы с педагогическими кадрами в системе инклюзивного образования.
Докладчик: Кузьмина В.А., методист центра специального и инклюзивного образования.
1. Об организации работы школ-лабораторий по проблеме: «Формирование универсальных учебных действий посредствам совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках ГОС начального общего образования».
Докладчик: Грабовая Г.С., заведующая отделом начального образования.
I. Об организации научно-методической работы с педагогическими кадрами в системе инклюзивного образования
Проблема инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является сегодня особенно актуальной в системе образования.
Методистом центра специального и инклюзивного образования Кузьминой В.А. были освещены основные задачи, направления, проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике.
В ходе доклада была представлена структурно-функциональная модель единой образовательно-реабилитационной системы образования детей с ОВЗ, имеющая многоуровневый, многоаспектный, целостный характер.
Акцентировано внимание на необходимости объединения усилий по организационно-управленческому обеспечению внедрения инклюзии в Республике, освещены аспекты деятельности экспериментальных школ-лабораторий, входящих в состав творческой группы по проблеме «Создание инклюзивного образовательного пространства в контексте внедрения вариативных моделей интеграции».
Подчеркнута актуальность сочетания традиционных и инновационных подходов к подготовке педагогических кадров к работе в формате инклюзивного образования.
Был выявлен ряд проблем на пути к полноценной реализации процесса внедрения инклюзивного образования, освещены пути и способы их решения.
С материалами выступления Кузьминой В.А. можно ознакомиться по ссылке.
По результатам обсуждения данного вопроса научно-методическим советом института были принято соответствующее решение.
II. Об организации работы школ-лабораторий по проблеме: «Формирование универсальных учебных действий посредствам совершенствования подходов к развитию техники чтения в рамках ГОС начального общего образования».
В докладе Грабовой Г.С., заведующей отделом начального образования, по данному вопросу отмечено, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.09.2016г. № 961 «Об организации работы школ-лабораторий на 2016-2020 годы» утверждён список школ-лабораторий по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения»:
• Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специализированная физико-математическая школа № 35 города Донецка» (директор Маттенкова Л.М.);
• Горловский лицей № 85 «Гармония» (директор Афицкая И.А.);
• Общеобразовательная школа I ступени № 4 администрации города Ждановка (директор Соколова Л.Н.);
• Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1 администрации Новоазовского района (директор Бороденко С.Н.);
• Новосветская общеобразовательная школа I-III ступеней администрации Старобешевского района (директор Стаминич Т.И.).
Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования была принята Программа организационного и методического сопровождения школ-лабораторий по проблеме: «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения».
Определены основные задачи:
• создать целостную систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на разработку действенных механизмов использования педагогических образовательных технологий, методов и приёмов в начальной школе по формированию универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения;
• осуществлять научно-методическое сопровождение деятельности школ-лабораторий по данной проблеме.
2016-2017 учебный год определён как подготовительный этап работы школ-лабораторий. Основными направлениями деятельности на данном этапе являются:
• Нормативно-правовое обеспечение работы школ-лабораторий.
• Сопровождение повышения уровня профессиональной компетентности участников школ-лабораторий.
• Создание единой информационной среды участников инновационной исследовательской деятельности.
• Диссеминация лучших практик по решению проблемы.
Научно-методическое сопровождение процесса инновационной деятельности школ-лабораторий осуществлялось на основе диагностической и моделирующей функций:
• осуществлена диагностика готовности педагогов к научно-исследовательской деятельности;
• проведены видеоконференция и вебинары, тренинги и консультации для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров;
• открыта рубрика «Читаем с интересом» на сайте института для создания единой информационной среды участников инновационной исследовательской деятельности;
• положено начало электронной библиотеки и видеотеки инновационного педагогического опыта по проблеме развития умений смыслового чтения у младших школьников;
• осуществлены выезды консультантами в школы-лаборатории.
В ходе обсуждения подчеркнуто, что особое внимание надо уделять скоординированности действий участников эксперимента. Особо актуальна эта задача на практическом этапе. На этом этапе предусмотрены такие направления деятельности:
• внедрение современных эффективных педагогических технологий в деятельность начальной школы;
• инновационный поиск новых методов и приёмов развития читательской компетентности обучающихся;
• отслеживание результативности деятельности школ-лабораторий по проблеме подходов к развитию техники чтения.
Научно-методический совет принял соответствующие решения:
• повысить эффективность научно-методического сопровождения школ-лабораторий, работающих по проблеме «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию техники чтения»;
• способствовать развитию диагностико-прогностической функции для изучения данной проблемы;
• спланировать и провести учебу для консультантов (август-ноябрь 2017г.);
• провести круглый стол для руководителей школ-лабораторий, научных руководителей, консультантов (сентябрь 2017г.).