Педагогическая династия педагогической династии Лидии Тарасовны Мирошниченко. МБОУ «Шахтерская СШ с. Мануйловка»
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе комфортно, чтобы процесс обучения не был ему в тягость, а приобретенные знания были крепкими. Хочется, чтобы школа была уютной и светлой, современной и в то же время верной старым традициям. Такая школа у нас – в селе Мануйловка.
Почти все родители нынешних учеников учились здесь, знают многих учителей, которые и их когда-то готовили к экзаменам, задавали домашние задания, строго спрашивали за ошибки и радовались успехам своих воспитанников. Сюда же, в эти родные для многих стены, к этим замечательным учителям теперь приводят своих детей бывшие ученики.
Конечно, школа изменилась. Обновляется педагогический коллектив, изменились учебные программы и оснащение. Однако дух старой школы остался прежним. Учительский коллектив сумел сохранить богатый опыт прошлых лет, остался верен традициям нашей школы. Поэтому к школе отношение самое теплое.
Каждый мечтает, чтобы его ребенок попал к лучшему учителю. Тут уж хочется, наверное, невозможного: чтобы педагог принимал ребенка таким, какой он есть, как принимает свое любимое чадо его мама; чтобы учил легко и доброжелательно; чтобы понимал и прощал, предостерегал от ошибок и всегда был рядом. В МБОУ «Шахтерская СШ с. Мануйловка» работает именно такой учитель, прекрасный педагог, основатель педагогической династии — Лидия Тарасовна Мирошниченко – учитель физики, учитель-методист, почетный житель Шахтерского района, директор школы с 1975 года по 2020-й.
Лидия Тарасовна родилась в семье шахтера и колхозницы – обычной семье тружеников. Сурженко Тарас Климович и Екатерина Герасимовна так воспитали своих детей, что две их дочери, Лидия и Валентина, избрали профессию учителя. А уже за ними пошли учительской дорогой внучки – Лариса и Светлана, правнучка – Анна, праправнучка – Галина. На данный момент их общий педагогический стаж составляет 190 лет. И все они, кроме Валентины, работают в нашей школе.
Как и у большинства сверстников, детство Лидии Тарасовны было трудным, пришлось пережить и голод, и много чего другого. В 1951 году, в шестилетнем возрасте, Лидия пошла в первый класс начальной школы села Петровское. Нужно отметить, что в классе были дети разных возрастов, и более всего - старших, 9-11-летних, тех, кто из-за войны не смог пойти в школу вовремя. Лидия в классе была самой младшей. Но это не помешало ей стать лучшей ученицей. В 1954 году она поступила в Мануйловскую семилетнюю школу, которую окончила в 1961 году. Продолжать учебу пришлось в школе № 4 города Чистяково, ныне Торез. После окончания учебы Лидия два года проработала в колхозе имени Ленина. Работала и дояркой, и учетчицей. Худенькая, небольшого роста – справлялась с любой работой, трудности ее не останавливали. А мечта о профессии учителя не покидала девушку. Ибо она твердо была уверена, что эта профессия – ее призвание. Как близки ее сердцу были слова Л.Н.Толстого «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
И не было препятствий у девушки для осуществления ее мечты. В 1963 году Лидия Тарасовна поступила в Кировское педагогическое училище, которое закончила с отличием. В 1965 году начался трудовой путь молодого учителя начальных классов в Таловской восьмилетней школе Краснодонского района. С 1 марта 1966 года Лидия Тарасовна начала свой трудовой путь в родной Мануйловской школе. Продолжала учебу уже в высшем учебном заведении – Таганрогском педагогическом институте. По его окончании, в 1974 году, стала работать учителем физики. А с 1 августа 1975 года была назначена директором школы. В этой должности проработала 45 лет. Все годы жизни, отданные любимой профессии, прошли активно, творчески.
Уже став взрослыми, мы просто удивлялись: откуда у Лидии Тарасовны, обычной девчонки из бедной и не слишком образованной семьи из далекой сельской глубинки, такой невероятный интеллект, энциклопедические знания, какая-то врожденная интеллигентность? Казалось, нет такой области знаний, в которой бы она не разбиралась. А уж в своей профессии она всегда была лидером. Нужно понимать, что в те годы, когда она росла, не было не только современных коммуникационных возможностей и средств связи, но и даже обычная методическая литература была в дефиците. Так что педагогические новации рождались на месте. И потом, учителю мало отлично знать свой предмет, надо уметь его преподать. Это ей удавалось всегда, она умела не только понятно объяснить, но и увлечь своим предметом, помочь ученикам почувствовать радость открытия, получения новых знаний. Она умела не только дать крепкие знания, но и привить интерес к учебе, сформировать активную жизненную позицию. То, что отличает ее в работе – планирование всей системы уроков и внеурочных занятий, дифференциальный подход к обучению, опоры-конспекты, таблицы-планшеты, рациональное использование технических средств и т. д. И результаты были удивительные. В школе функционировал полноценный кабинет физики, были все необходимые приборы, мы делали опыты, о которых в некоторых других школах и понятия не имели.
С первых лет работы Лидия Тарасовна зарекомендовала себя как учитель-новатор, она активно внедряла в работу опыт известных педагогов страны, например, А.С. Макаренко, разрабатывала собственные методические приемы. Многие из них, теперь описанные в методической литературе, она придумала сама. За все время работы в школе у Лидии Тарасовны не было ни одного ученика, который бы при поступлении в ВУЗ или техникум на вступительных экзаменах получил бы по ее предметам оценку ниже, чем было в аттестате. Не надо забывать, что в те времена ни о каком репетиторстве и не слышали, весь необходимый объем знаний дети получали в школе – на уроках и дополнительных занятиях, разумеется, бесплатных.
Среди педагогов в коллективе школы были одаренные люди, яркие личности. Это давало возможность Лидии Тарасовне на практике приобрести необходимые знания и опыт, и своим первым наставникам она была благодарна всю свою жизнь.
Большое внимание она, как директор, уделяла знакомству с предприятием – колхоз имени Ленина, где в то время был председателем Герой Социалистического труда, ветеран Великой отечественной войны, Бията Яков Леонтьевич. По числу экскурсий за годы учебы с ее учениками вряд ли кто может сравниться. При этом ни одна экскурсия не заканчивалась после ухода с поля или фермы: на уроках русского языка дети описывали свои впечатления об увиденном, на математике – решали задачи, используя данные, характеризующие деятельность предприятия. Это давало возможность не только ознакомиться с жизнью села, района, но и с условиями и результатами работы родителей.
Она – учитель-методист; оказывала большую практическую помощь коллегам. Задача настоящего учителя – сеять разумное, доброе, вечное. Она учитель не только по профессии, но и по призванию.
Сама она с отличием закончила школу, поступила в Кировское педагогическое училище на школьное отделение, которое также с отличием закончила, получила диплом учителя начальных классов с правом преподавания математики в основной школе. Потом закончила Таганрогский педагогический институт, где обучалась на факультете физики.
Любили ли ее ученики? Это слово здесь не очень подходит, потому что она была строгой, не допускала панибратства, что называется, «держала дистанцию». Но уважали ее безмерно за справедливость, образованность, честность. И были очень благодарны, хотя некоторые поняли это не сразу. Сколько за всю ее жизнь в школе было сказано теплых слов от бывших выпускников! Многие из них начинались так: «Если бы не вы…».
Старшая сестра, Демченко Валентина Тарасовна, после окончания Мануйловской восьмилетней школы поступила в Макеевское педагогическое училище. Но в отличие от остальных, в родное село на вернулась, так как встретила свою судьбу в Макеевке, вышла замуж и проработала в школе номер четыре сорок лет.
Дочь, Руденко Лариса Николаевна, выросла в семье педагога – учителями были мать, тетя, старшая двоюродная сестра. В общем, и будни, и праздники труда педагога знакомы ей с детства. Окончив Мануйловскую восьмилетнюю школу, она продолжила обучение в СШ№4 города Тореза, а затем окончила университет. Но в отличие от родственников, специальность выбрала творческую – учитель рисования. Тридцать пять лет работает в родной школе. Тридцать три – педагогом-организатором. Работает библиотекарем.
Племянница, Дьякова Светлана Ивановна, закончила родную школу с отличием. После восьмилетки пошла учиться в Макеевское педагогическое училище. Окончив с отличием училище, пришла работать в нашу школу учителем начальных классов. Около сорока лет отдала детям. Ее ученики отличались высокими знаниями, любознательностью. Дети всегда были дружные, инициативные.
Внучатая племянница, Брагина Анна Павловна, связала свою судьбу со школой. После учебы в университете пришла работать в родную школу учителем. Вот уже двадцать восемь лет работает учителем русского языка и литературы.
Свою жизнь связала со школой и правнучатая племянница Брагина Галина Олеговна.Галина окончила Луганский национальный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко. С две тысячи семнадцатого года работает учителем в МБОУ «Шахтёрская СШ с. Мануйловка»
Общий стаж нашей династии – 209 лет.
Никогда ни одна из нас не жалела о том, что стала сельским учителем! Да, тяжело: школа, занятия со своими детьми, работа по дому, огород, хозяйство, по ночам подготовка к урокам, проверка тетрадей - кажется, все, сил больше нет! А заходишь в класс, видишь добрые, открытые, искренние взгляды сельских мальчишек и девчонок, ждущих от тебя чего-то нового и интересного, и удивляешься, откуда берутся сила и желание работать! Будем же гордиться тем, что мы СЕЛЬСКИЕ УЧИТЕЛЯ!
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду. Твоё имя – Учитель!
И спрос с тебя строгий, и честь высока,
И ноша твоя на миру нелегка.
Ничто не уходит от взора людей.
И это понятно: ты совесть детей!
Категория:
2023 год
Просмотров:
92
Рейтинг:
5.0 / 1