10 ноября 2025 г. в образовательных организациях Шахтерского муниципального округа прошли занятия проекта «Разговоры о важном» по теме «Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина».
Урок был посвящен выдающемуся ученому и селекционеру Ивану Владимировичу Мичурину, чьи работы оказали огромное влияние на развитие сельского хозяйства в стране.
Вместе с педагогами обучающиеся также говорили о роли и значении селекции и генетики в развитии общества, о перспективности данного направления в качестве будущей профессии.
Благодаря селекционерам ежегодно создаются и регистрируются новые сорта, которые способны формировать высокие урожаи, тем самым обеспечивая экономическую стабильность и продовольственную безопасность страны. Но нельзя забывать и о том, что любая победа науки должна идти рука об руку с уважением к природе. Любое грубое вторжение в ее равновесие может вызвать цепочку негативных последствий. Современное сельское хозяйство — это целый мир новых возможностей.
В ходе занятия ребята обсудили:
- Эволюцию вкуса: Как бананы изменились от костлявых до таких, какие мы едим сейчас..
- Гениев науки: Как Мичурин «породнил» южные фрукты с северными, и кто из российских ученых продолжает его дело сегодня.
- Технологии: Как фитотроны и AI помогают сократить время выведения нового сорта с 10 лет до 2!
- Профессии: Какие крутые специалисты — генетики и биоинженеры — будут строить будущее, и как можно присоединиться к ним уже в школе.
Не менее актуальными стали вопросы: "О чем необходимо помнить, оказывая влияние на природу?", "Почему стране важно, чтобы на рынке преобладали отечественные семена и сорта?", "Какие современные технологии помогают нашим селекционерам создавать новые сорта быстрее и эффективнее?", "Стоит ли стремиться полностью заменить зарубежные сорта собственными отечественными растениями, даже если иностранные сорта превосходят отечественные по качеству и количеству урожая?" и др.
Особый интерес вызвала дискуссия о знаменитом высказывании Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы...». Ребята рассуждали о том, где проходит грань между разумным использованием ресурсов и опасным вмешательством в экосистемы.
Ребята пришли к выводу, что профессии генетика и селекционера — это не про сады и огороды, а про высокие технологии, стратегию и обеспечение будущего страны.
Для младших школьников начало встречи ознаменовалось обсуждением известной русской народной сказки «Репка». Ребята рассуждали о причинах гигантских размеров овоща и связи народного творчества с реальной наукой. Викторина помогла им разобраться в происхождении современных культурных растений. История жизни и деятельности великого русского селекционера Ивана Владимировича Мичурина, который создал сотни уникальных сортов плодовых деревьев и ягод, став пионером научных методов улучшения сельскохозяйственных культур, очень впечатлила ребят.
Старшие школьники получили уникальную возможность попробовать себя в роли учёных-селекционеров. Интерактивные задания «Создание нового сорта» и «Гибридная лаборатория» позволили участникам воображать, как можно улучшить любимые фрукты и ягоды путём гибридизации и экспериментов.
Особое внимание уделялось российским успехам в сельском хозяйстве, демонстрируя яркие примеры инновационных подходов: создание высокотехнологичных теплиц, использование беспилотных аппаратов и спутниковых технологий. Учащимся продемонстрировали фильм «Российские учёные-селекционеры», рассказывающий о реальных достижениях отечественных исследователей.
Итогом стало понимание того, что развитие сельского хозяйства играет ключевую роль в обеспечении продовольственной независимости страны и благосостояния её населения. Занятие показало юным исследователям широкие возможности, открывшиеся перед ними в области селекции и биотехнологий, позволяя заглянуть в будущее современного сельского хозяйства России.