«Разговоры о важном» — цикл внеурочных занятий, инициированный Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 году. Его ключевая задача — укрепление традиционных ценностей, патриотическое воспитание, а также освещение тем, связанных с историей, культурой, географией России и актуальными вопросами из повседневной жизни школьников. Уроки проходят каждый понедельник во всех школах и колледжах страны.
В понедельник, 17 ноября, в образовательных учреждениях Шахтерского муниципального округа состоялся очередной урок из цикла «Разговоры о важном», который прошел в преддверии Дня психолога. Тема нового урока — «Как решать конфликты и справляться с трудностями? Ко Дню психолога». Одной из его задач обозначено познакомить учащихся с профессией психолога, чей профессиональный праздник ежегодно отмечается в России 22 ноября.
Основной акцент беседы был сделан на причинах возникновения конфликтов, возможных путях их преодоления, а также на необходимости уметь выстраивать гармоничные отношения с окружающими, основанные на уважении и взаимопонимании. Отдельно поговорили о современных возможностях получения профессиональной психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.
Анонс темы представил молодой актер Станислав Соломатин, известный по ролям в кино и сериалах. К уроку также присоединился народный артист России Константин Хабенский. В формате видеоинтервью он поделился своим взглядом на преодоление трудностей и значение диалога в разрешении спорных ситуаций.
Во всех классах урок был выстроен с учетом возрастных особенностей учащихся. Закрепить тему помогли просмотр и обсуждение тематических роликов, интерактивные занятия и презентации.
Для младших школьников первых-вторых классов беседа началась с обсуждения того, как настроение влияет на общение. Ребята просмотрели и обсудили фрагмент мультфильма «Ссора», чтобы понять причины конфликтов и пути примирения. Выполнили интерактивное задание «Давай не будем ссориться» и посмотрели ролик «Управляй своими эмоциями», которые в игровой форме учили регулировать свое эмоциональное состояние.
Ученики третьих-четвертых классов углубились в изучение эмоций и их влияния на поведение. Они познакомились с основами психологии как науки, которая помогает находить компромиссы в конфликтных ситуациях. В ходе беседы школьники ответили на вопросы о том, как конфликты мешают достижению целей и к кому можно обратиться за помощью, если самостоятельно справиться с проблемой не получается.
В пятых-седьмых классах акцент сместился на практические аспекты разрешения споров. Подростки подробно разобрали сценарии предотвращения конфликтов и ценность компромисса. В продолжение урока они выполнили практическое задание «Найти выход из конфликта», где потребовалось проанализировать предложенную ситуацию из жизни сверстников и предложить варианты ее решения.
Учащиеся восьмых-девятых классов занялись анализом конструктивных и деструктивных сторон конфликтов. Они выполнили задание «Разные стороны конфликтов», заполнив соответствующую таблицу, а также разработали собственные правила поведения в спорных ситуациях, которые затем сравнили с рекомендациями профессиональных психологов.
Наиболее сложные и глубокие темы ждали обучающихся 10–11-х классов. Они учились дифференцировать виды конфликтов, включая внутриличностные и межличностные, и анализировать их на примерах классической литературы. Практическая часть включала отработку стратегий выхода из конфликта и освоение методики «Семь шагов сотрудничества».
Кроме того, с ними обсудили важность профессии психолога и универсальную пользу психологических знаний в повседневном общении и профессиональной деятельности.
Таким образом, в результате урока все обучающиеся получили базовые навыки анализа конфликтных ситуаций, управления эмоциями и конструктивного поведения, основанного на диалоге и компромиссе, что будет способствовать формированию более позитивной и психологически безопасной среды в учебных коллективах и повседневной жизни.