В понедельник, 24 ноября 2025 года, школах Шахтерского муниципального округа состоялся очередной урок из цикла «Разговоры о важном». Он был посвящен профессии спасателя, ее роли в обеспечении безопасности граждан и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Тема занятия «Профессия — жизнь спасать». Его целью обозначено формирование у школьников представления о ценности человеческой жизни, значимости милосердия и взаимопомощи.
В ходе беседы учащиеся познакомились с одной из ключевых для государства и общества профессий, а также основными функциями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Это ведомство, созданное в 1994 году, обеспечивает безопасность граждан по всей стране. Его официальный символ — «Белая Звезда Надежды и Спасения» — олицетворяет путь и надежду, а четыре длинных луча символизируют возможности российского ведомства выполнять свои функции во всех направлениях. Точно отражает суть работы МЧС и его девиз — «Предотвращение, спасение, помощь».
Мужество и профессионализм российских спасателей известны во всем мире. Россия активно участвует в международных гуманитарных и поисково-спасательных операциях, в том числе в Алжире, Иране, Италии, Японии, Индонезии, Греции, Португалии, Израиле, Сербии, Египте, Турции и многих других странах. За 30 лет существования ведомства было проведено около 550 таких операций.
Помимо этого, российские спасатели неоднократно занимали призовые места на международных конкурсах и соревнованиях по пожарно-спасательному спорту. Также у них, как и у других представителей профессий, есть свой профессиональный праздник — День спасателя. В 2025 году он будет отмечаться 27 декабря.
По традиции анонс темы представил молодой актер Станислав Соломатин, известный по ролям в кино и сериалах. В видеоинтервью к занятию присоединился пожарный Специализированной пожарно-спасательной части им. А.П. Кудряшова в Санкт-Петербурге Михаил Князев. Он рассказал о своей профессии и о том, как становятся спасателями.
Закрепить тему помогли практические задания, презентации и видеоматериалы, адаптированные для школьников разных возрастов.
Для самых младших школьников (1–2 классы) урок начался с просмотра фрагмента мультсериала «Аркадий Паровозов». Ребята обсудили, кто такие спасатели, в чем их «суперсила» и от чего они защищают людей. Педагоги рассказали, что спасать людей помогают и животные, например, собаки под руководством кинологов.
Учащиеся 3–4 классов более глубоко разобрали личные качества спасателей: отвагу, решительность, психологическую устойчивость. Они узнали о примерах героизма, таких как подвиг спасателя Михаила Грачева из Ярославской области, спасшего за один день трех человек. Занятие было дополнено региональным компонентом — беседой о местных службах спасения и их героях.
В 5–7 классах акцент сместился на историю и современное развитие спасательных служб в России. Школьники познакомились с применением инновационных технологий в спасательных операциях. Особое внимание уделили личной ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих.
Для старшеклассников 8–9 классов занятие было построено вокруг дискуссии о праве на жизнь и роли государства в защите этого основного права. Также они обсудили, почему спасателей называют героями нашего времени, и рассмотрели, как знания химии, физики, медицины и психологии помогают спасателям в работе. В ходе урока поговорили и о международной деятельности российских спасателей, а в конце выполнили интерактивное задание.
Обучающиеся 10–11 классов детально разобрали многообразие профессий в структуре МЧС: от пожарных и водолазов до пиротехников и психологов. Кроме того, они обсудили связь между нормами ГТО и физической подготовкой, требуемой в профессии, узнали о современной технике, ведущих профильных учебных учреждениях, где можно обучиться на спасателя, и выполнили практическое задание на развитие зрительной памяти — ключевого навыка для спасателя.