Практическая реализация образовательного процесса в условиях компетентностного подхода заключается в создании учителями ситуаций и поддержке действий, которые могут способствовать формированию компетенций обучающихся. Создаваемая учебная ситуация должна быть направлена на развитие способности самоопределяться, самореализовываться и саморазвиваться. Таким образом, перспективность компетентностного подхода состоит в том, что он предусматривает высокую степень готовности выпускника школы к успешной деятельности в разных сферах.
Эффективная реализация компетентностного подхода в образовательное пространство предусматривает выполнение нескольких дидактических условий.
Первое связано с уровневым характером компетентностного подхода в обучении и как следствие предусматривает необходимость периодического контроля за достижением сформированности компетентности учащихся на основных этапах (ступенях) обучения в общеобразовательной школе.
Второе условие появляется как следствие первого – это четкое определение характеристик конечного уровня сформированности компетентностей как заключительного результата образовательного процесса.
Третье дидактическое условие учитывает понимание компетентностного подхода как способа обновления содержания, поэтому предусматривает построение и реализацию содержания школьного образования на основе личностно-ориентированного компонентного структурного состава.
Выделение в учебных программах таких компонентов как информационно-деятельностный, коммуникативный и рефлексивный позволяют представить содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт. Эти компоненты раскрываются и конкретизируются в содержании учебных дисциплин с учетом их специфики.
Учитывая основную цель школьного биологического образования, рассмотрим конкретное наполнение всех компонентов содержания образования за счет учебной дисциплины «Биология». Так информационно-деятельностный компонент обеспечивает мировоззренческие знания на основе знаний о живой природе, принципов функционирования живых систем, их развития и взаимодействия, теории эволюции. Эта информация составляет основу для формирования предметной биологической компетентности школьников. Коммуникативный компонент содержания биологического школьного образования способствует формированию представлений о нормах социального и биологического поведения, межличностного общения в ходе изучения анатомии, физиологии, генетики. В этом контексте формируется коммуникативная компетентность учащегося. Рефлексивный компонент, обеспечивая понимание биологических основ поведения, необходимости ведения здорового образа жизни и его роли для самореализации и саморазвития, способствует формированию личностной компетентности школьника. Учитывая рассмотренные предпосылки формирования компетентностей школьника, следует обратить внимание на то, что основную роль в реализации личностно-ориентированного содержания учебной дисциплины отводится учителю. Готовясь к уроку, целесообразно проанализировать как именно учебный материал темы можно использовать для развития в учащихся как предметных, так и базовых компетенций. Для этого составляется их ориентировочный перечень, который учитывается при разработке планов урока.