Семинар для заместителей директоров - особая форма педагогического взаимодействия, способствующая повышению профессионального уровня управленческой компетенции, становлению педагогического мастерства в едином методическом пространстве. Согласно плану работы Территориального методического центра Шахтерского муниципального округа Республиканской методической службы ГБОУ ДПО «ДОНРИРО» (далее - ТМЦ) прошел семинар для заместителей директоров «Организация и развитие внеурочной деятельности как инструмент формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся» на базе ГБОУ «СШ№22 ШАХТЕРСКОГО М.О.».
Участники - заместители директоров ГБОУ, методисты ТМЦ.
Открывая семинар, заведующий ТМЦ Максименко С.Л. сделала акцент на актуальности темы, роли внеурочной деятельности в развитии функциональной грамотности обучающихся. Директор ГБОУ «СШ№22 ШАХТЕРСКОГО М.О.» (далее - ОУ) Ермоленко С.П. представила краткие исторические события об ОУ, познакомила с яркими выдающимися фактами, которые создали имидж общеобразовательного учреждения.
Цель семинара: формирование у заместителей директоров комплексного понимания и практических навыков по организации внеурочной деятельности, ориентированной на развитие у обучающихся личностных качеств и метапредметных компетенций, обеспечивающих их успешную социализацию и саморазвитие.
Формирование комплексного понимания организации внеурочной деятельности началось с погружения в проблему на разных уровнях, т.е. решение проблемной темы в разных направлениях, а базовым понятием семинара стало слово «инсайт». Именно к внезапному пониманию, осознанию, творческому прорыву вела творческая группа во главе с заместителем директора Агеевой Е.А. с помощью предложенных видов педагогического сотрудничества. Екатерина Анатольевна информировала заместителей директоров о системе внеурочной деятельности, поделилась практическими наработками по теме: «Организация и развитие внеурочной деятельности как инструмент формирования личностных и метапредметных результатов обучающихся», представила конкретные рекомендации проектирования внеурочной деятельности на основе результатов диагностики интересов и потребностей обучающихся.
Современные подходы к организации внеурочной деятельности и её роли в формировании личностных и метапредметных результатов объяснила Крамаренко Татьяна Валериевна, учитель ОБЗР, руководитель МПМО учителей ОБЗР.
Многогранность и важность внеурочной деятельности для развития личности обучающегося, представленная в рамках «Живой» Лаборатории, позволили рассмотреть проблему под разными углами.
Заместители директоров, методисты ТМЦ поучаствовали в мини-занятиях разной направленности (были представлены все направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное):
- курс «Моя художественная практика», 1 класс.
Лысенко Виктория Александровна, учитель начальных классов;
- курс «Моя семья», 5 класс.
Залыпская Анастасия Анатольевна, учитель русского языка, литературы, руководитель ШМО учителей ВД;
- курс «Наша Родина от края и до края», 4 класс.
Селявкина Дарья Дмитриевна, учитель начальных классов;
- курс «Общефизическая подготовка», 10 класс.
Востриков Сергей Иванович, учитель физической культуры,
Орел-Дудицкая Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания, заместитель директора, руководитель ЮНАРМИИ;
- курс «Секреты педагогического мастерства», 11 класс.
Демина Елена Александровна, учитель географии, заместитель директора;
- мастер-класс «Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ. Коррекционные занятия».
Сизова Екатерина Александровна, педагог-психолог.
После практического блока участники стали зрителями театрализованного представления "Николай в Петербурге. Тайна зимней Невы", Коноплёва Карина Андреевна, учитель математики, физики.
Каждое занятие - демонстрация реальных, современных методик, где заместители директоров выступили в роли «учеников». И вот на этом этапе работы, в момент обсуждения, рефлексии пришло озарение, возникла ситуация инсайта. Заместители директоров под руководством методиста ТМЦ Логвиной Л.П. охарактеризовали достижение метапредметных результатов, собственные идеи по дальнейшей работе.
Таким образом, семинар реализовал задачи:
- ознакомление с теоретическими основами и современными методиками внеурочной работы;
- показ многогранности и важности внеурочной деятельности для развития личности и ключевых навыков обучающих;
- способствовал обмену опытом и формированию новых идей среди заместителей директоров;
- продемонстрировал разнообразие и эффективность форм проведения внеурочных занятий.
По итогам семинара были выработаны рекомендации:
- использовать в практической деятельности предложенные модели, систему работы по внеурочной деятельности;
- проанализировать возможности внедрения блоков теоретического и практического материалов;
- реализовать идеи для разработки собственных программ на основе увиденных моделей;
- конкретизировать (систематизировать) для использования современные методики проведения занятий внеурочной деятельности;
- закрепить полученные знания путем внедрения собственных программ внеурочной деятельности.