Третий год педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения «Шахтёрский ясли-сад №2» (заведующий Прокудина Елена Евгеньевна) принимают активное участие в работе школы-лаборатории при Донецком Республиканском институте дополнительного педагогического образования по вопросам преемственности дошкольного и начального уровней образования. Инициатором проведения экспериментальной работы выступил старший воспитатель детского сада Немченко Елена Фёдоровна; методическое сопровождение осуществляет методическая служба управления образования администрации города Шахтёрска (заведующий Максименко Светлана Леонидовна). Научный руководитель Сипачева Елена Владимировна, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования Донецкого РИДПО, тьютор – Макеенко Елена Павловна, старший преподаватель кафедры.
Реализация вопросов преемственности всегда была актуальной. В связи с внедрением новых стандартов образования возникла необходимость сделать акцент на данном аспекте, что очень важно в создании оптимально комфортных условий для успешной адаптации будущих первоклассников к школьной жизни.
В Программе обеспечения преемственности МДОУ №2, №3 и СШ №19 чётко выделены основные векторы сотрудничества: с педагогами, родителями, воспитанниками и обучающимися. Целью Программы является: формирование у дошкольников любознательности, самостоятельности, творческого самовыражения и других качеств, необходимых для овладения универсальными учебными навыками. А в начальной школе – продолжать совершенствовать основные линии: развитие познавательного интереса, умение решать проблемные ситуации в ходе поэтапного планирования своей учебной деятельности и др.
В феврале 2018 года, с целью развития индивидуальных особенностей личности будущего ученика, гостеприимно открыты двери «Школы будущего первоклассника». Дошколята с интересом посещают школьные уроки, знакомятся со своим будущим учителем, классной комнатой; наблюдают за работой первоклассников, примеряя на себя образ учащихся (сидят за партами, составляют рассказы по картине, решают простейшие математические задания и др.). Ребята, общаясь с новыми друзьями, с удовольствием демонстрируют свои умения, полученные в детском саду: читают стихи, считают, составляют слоги, раскрашивают картинки.
С целью формирования и повышения мотивационной готовности к обучению педагоги используют в своей работе с детьми дошкольного возраста разнообразные формы: чтение литературных произведений о школе и школьной жизни; беседы о правах и обязанностях школьников, основах безопасности, знакомство с правилами поведения во время совместных праздников и конкурсов: «Веселые старты», «Широкая Масленица», «А ну-ка, мальчики», «Дружи со спортом с малых лет».
Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов и технологий воспитания и образования. Связующим звеном при переходе ребенка в начальную школу является игровая деятельность, способствующая стиранию границ между старшим дошкольником и первоклассником. Об этом неоднократно писали Шулешко Евгений Евгеньевич, Вячеслав Михайлович Букатов, теоретики и практики использования социо-игровых подходов в педагогике. Приоритет игры заключается в создании наиболее благоприятных условий для индивидуальных проявлений личностных качеств ребенка. Игра создает зону ближайшего развития, в которой ребенок, по выражению выдающегося психолога Льва Выготского, становится как бы «на голову выше самого себя». Максимальная реализация личности ребенка посредством активных действий возможна лишь в условиях интересной жизнедеятельности ребят в детском саду.
Методическим кабинетом, с целью оказания помощи педагогам, создана творческая группа, в результате работы которой были разработаны методический материал и дидактические пособия, которые помогут детям адаптироваться к школьной жизни, сформировать интерес к получению новой информации во время игр: «Школа - это интересно!», «Откроем сердца друг другу» и др.
Опыт работы практиков был представлен на электронной конференции «Научные исследования: ключевые проблемы инновационной деятельности в системе образования Донецкой Народной Республики».