Синектика (англ. Synectics – «совмещение разнородных элементов») – методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная Ульям Гордоном в 1961 году («Синектика: развитие творческого воображения»). С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире как один из эвристических методов.
Данный метод может использоваться на практических занятиях и при выполнении домашнего задания, с использованием разных синектических приемов, например, посредством таких приёмов, как «синектический обзор» (synectics review), «синектический квадрат» (four–box synectics), «синектическая угадайка» (synectics guessing) и некоторых других.
Метод рекомендуется использовать так же на разных этапах обучения для организации взаимодействия на стадиях прогнозирования, обсуждения прочитанного/прослушанного/увиденного, в качестве «речевой зарядки» в начале урока или «релаксационной паузы» в середине, исходя из целей и задач каждого конкретного случая.
Специалисты утверждают, что анализ продуктов синектики выявил интересную особенность: метафоры зачастую свидетельствуют об индивидуальном внутреннем предпочтении определенного когнитивного стиля, что вполне соответствует существующим в психологии, в частности, в теории нейролингвистического программирования (NLP) положениям о том, что способ мышления человека отражается на вербальном уровне. Так, визуалы чаще всего прибегают к зрительным образам в метафорах, аудиалы – к слуховым (звуковым), кинестетики – к эмоционально заряженным или связанным с тактильными или двигательными ощущениями.
Таким образом, синектика позволяет выявить предпочитаемый когнитивный стиль обучающихся и проникнуть во внутренний мир их мыслительной деятельности.
Мы считаем, что эту особенность синектики следует использовать для гармоничного развития у обучающихся всех каналов восприятия и порождения информации и умений задействовать их в учебном процессе.
Мы рекомендуем учителю ознакомиться с материалами на сайте.