Систему образования можно рассматривать в масштабах страны, на уровне отдельного региона или города. В современных условиях это открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерен ряд тенденций.
Гуманизация – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала.
Гуманитаризация – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным языком; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.
Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку успеваемости, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитарные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонениями в развитии, составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и др.
Диверсификация – многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Стандартизация – ориентация системы на реализацию, прежде всего, Государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в чётко определённом объёме часов.
Многовариантность – создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех.
Многоуровневость – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.
Информатизация – широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.
Индивидуализация – учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Непрерывность – процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества.
Итак, образование является той сферой жизни общества, котором обеспечивает устойчивое и поступательное его развитие.