В соответствии с планом работы методического кабинета управления образования администрации города Шахтёрска (заведующий Максименко С.Л.) 26, 27 марта 2018 года состоялись заседания городских учебно-методических объединений. В рамках заседаний были рассмотрены актуальные вопросы образования.
Заседание ГУМО учителей русского языка и литературы прошло в форме методического марафона по теме «Моделирование метапредметного урока». Члены студии инновационной педагогики «Моделирование современного урока русского языка» рассказали, как они сценируют метапредметные уроки, какие методы и приемы, по их мнению, наиболее эффективно позволяют формировать универсальные учебные действия. Лысаченко Н.А. (МОУ «Шахтёрская СШ №1»), Назаренко З.А. (МОУ «Шахтёрская ОШ №21»), Мартыненко И.Н. (МОУ «Шахтёрская СШ №19»), Кубрак Е.И. (МОУ «Шахтёрская СШ №4»), Перепетайло А.Е. (МОУ «Шахтёрская СШ с.Степановка») презентовали свои уроки, провели практическую работу с коллегами по осуществлению деятельностного подхода к обучению. Это создание творческих продуктов на основании заданных текстов, гроздья ассоциаций при изучении теории литературы и эпохи создания произведений, использовали прием-технологии критического мышления «Кубик Блума» и др.
Свой опыт работы с филологически одаренными детьми афишировали Драникова Галина Андреевна (МОУ «Шахтёрская СШ с.Петропавловка»), Залыпская А.А. (МОУ «Шахтёрская ОШ №21»). В этих учебных заведениях создана система работы с одаренными детьми, расширена образовательная среда для формирования творческих способностей детей, их реализации: созданы клубы по интересам, разработаны индивидуальные маршруты развития каждого филологически одаренного ребенка. Это подготовка к олимпиадам, защите научно-исследовательских работ, участию в международных конкурсах по русскому языку и литературе. Все достижения фиксируются в индивидуальных портфолио обучающихся. Важнейшую роль в этой работе играет тесное сотрудничество учителей и их воспитанников. Методист методического кабинета Тюмнева Л.А. проанализировала прохождение аттестации учителями-словесниками в 2017-2018 учебном году. Заседание ГУМО прошло плодотворно, участники получили конкретные задания по подготовке методического кейса «Создание учебно-методического обеспечения преподавания современной литературы».
В ходе заседания ГУМО учителей иностранного языка были представлены мастер-класс (Редкозуб М.В., МОУ «Шахтёрская гимназия») и тренинг (Короткая Л.Н., МОУ «Шахтёрская СШ №18»), раскрывающие особенности реализации системно-деятельностного подхода в условиях реализации ГОС нового поколения. Учитель МОУ «Шахтёрская ОШ с.Камышатка» Шолудько Е.М. провела тренинг-класс по теме: «Языковое портфолио». Кохаева Т.А, руководитель ГУМО, напомнила педагогам порядок проведения ГИА в текущем учебном году, а методист МК Агеева Е.А. провела анализ результатов участия обучающихся в заключительном этапе Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций ДНР в 2017-2018 учебном году и результаты проведения I этапа Республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН в 2017-2018 учебном году.
Заседание ГУМО учителей биологии открыла руководитель Кобелева Е.В. (МОУ «Шахтёрская гимназия»), которая выступила с докладом «Конструирование современного урока с позиции системно-деятельностного подхода», поделилась опытом своей работы по данной теме. Кадацкая М.В. (МОУ «Шахтёрская СШ с.Великая Шишовка») подвела итог работы педагогов мини-группы «Творчество в педагогической деятельности учителя». Смоляк Л.П. (МОУ «Шахтёрская СШ с.Розовка») рассказала о работе с одаренными детьми и презентовала творческие работы учеников старших классов. Руководитель ГУМО Кобелева Е.В. провела педагогическую мастерскую «Подготовка к ГИА в 11 классе», ознакомила учителей с материалами вебинара для учителей биологии и обучающихся 10-11 классов из серии «Подготовка к ГИА 2018». Тема занятия: «Решение задач по генетике в соответствии с требованиями ГИА», провела анализ результатов Республиканского этапа олимпиады по биологии и подготовке к защите работ МАН на республиканском уровне. На заседании была организована работа творческих мини-групп ПДС «Использование ИКТ при реализации системно-деятельностного подхода в обучении биологии» (Фуникова О.А., МОУ «Шахтёрский УВК №1») и «Методическая продукция как путь профессионального саморазвития педагога» (Смоляк Л.П.) в рамках подготовки методического кейса для учителей биологии.
На заседании ГУМО учителей истории (руководитель Мартыненко И.Н., МОУ «Шахтёрская гимназия») были подведены итоги аттестации педагогов в 2017-2018 учебном году. Поделилась своими впечатлениями от курсовой переподготовки при ДонРИДПО Разумова А.В. (МОУ «Шахтерская СШ №2»). Были подведены итоги деятельности творческой группы по подготовке и проведению ГИА по истории в 11 классе (Марич С.В., МОУ «Шахтерская СШ с.Малоорловка»).
Вопрос формирование УУД в процессе групповой и самостоятельной работы обучающихся на уроке рассмотрен на ГУМО учителей экономики (руководитель Болдырева В.Е., МОУ «Шахтёрская СШ №4»).
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач образовательных организаций, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В образовательных организациях накоплен определенный положительный опыт по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Одним из направлений в реализации данной деятельности является проектная и исследовательская деятельность, которая была освещена на ГУМО учителей, читающих курс «Уроки гражданственности Донбасса» (руководитель Малахова Е.В.)
План заседания ГУМО учителей математики включал в себя обсуждение вопросов ГИА (9, 11 класс) и переводного экзамена по математике. Иванова Г.Д. (МОУ «Шахтёрская гимназия») презентовала коллективную методическую разработку «Подготовка к устному экзамену по математике (6 класс)». Руководитель ГУМО Яременко Л.Г. (МОУ «Шахтёрская гимназия») рекомендовала учителям образовательных учреждений организовать тематическое повторение учебного материала по темам, вызывающим затруднение у обучающихся 9, 11 классов, опираясь на кодификатор заданий ГИА по математике; провести практикумы по заполнению бланков ГИА; разработать систему мер по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся; при этом учесть ошибки каждого ученика для организации последующей индивидуальной работы; систематически включать в план урока задания на отработку вычислительных навыков; обратить больше внимания на теоретический блок на уроках геометрии; формировать у учащихся навыки самоконтроля. Методист методического кабинета Чернуха О.В. проанализировала процесс аттестации учителей математики в 2017-2018 учебном году; обратила внимание присутствующих педагогов на проведение мониторинга математического образования; с целью подведения итогов за 2017-2018 учебный год и планирования работы на следующий учебный год провела анкетирование учителей математики.
Заседание ГУМО учителей украинского языка и литературы было посвящено вопросам, связанным с формированием УУД и деятельностью учителя по развитию творческих способностей. Руководитель ГУМО Бондарчук Т.Н (МОУ «Шахтёрская ОШ №11») отметила, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учитьс», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Синцова О.Н. (МОУ «Шахтёрская СШ п.Садовое») на практике показала, с помощью каких технологий и упражнений можно формировать УУД. Педагоги с интересом строили башню из слов, определяли самостоятельно тему урока, знакомились с новыми словами-прилагательными на обозначение цвета, выполняли упражнение на составление ассоциативного ряда. Анищенко Н.В. (МОУ «Шахтёрская СШ №13») рассказала о деятельности учителя по созданию условий для реализации и развития творческого потенциала обучающихся, остановилась на основных показателях детских дарований – креативности, то есть способности ученика к творческому выполнению поставленных перед ним задач. Методическое объединение имело практическую направленность и пополнило знания педагогов новыми формами, технологиями формирования УУД.
План заседания ГУМО учителей физики включал в себя анализ нормативной базы проведения ГИА по физике. Руководитель ГУМО учителей физики Е.И. Полозюк (МОУ «Шахтёрская гимназия») подвела итог коллективной работы педагогов по подготовке материала для создания Е-кейса «Подготовка к ГИА по математике (11 класс)». Чернуха О.В., методист методического кабинета, проанализировала процесс аттестации учителей физики в текущем учебном году и провела анкетирование присутствующих педагогов.
Заседание ГУМО учителей химии прошло в форме методической студии «Работа творческих групп». С докладами выступили руководители творческих групп: Лебеденко Т.А. (МОУ «Шахтёрская СШ №4») подготовила доклад на тему: «Диагностические материалы и инструментарии выявления уровня метапредметных результатов учащихся», Демура Н.Н. (МОУ «Шахтёрская СШ с.Петропавловка») выступила по вопросу «Использование технологических карт при реализации системно-деятельностного подхода по развитию УУД». Кондратюк С.В. (МОУ «Шахтёрская СШ №2») рассмотрела вопрос «Реализация воспитательного потенциала на уроках химии».
В рамках заседания ГУМО учителей экономики Лопина С.В. (МОУ «Шахтёрский УВК №1») и Петрук Д.П. (МОУ «Шахтёрская СШ №19») рассмотрели вопросы: «Формирование УУД в процессе групповой работы учащихся на уроке», «Формирование УУД учащихся посредством организации самостоятельной работы», «Роль элементов историзма на уроках экономики».
Руководитель ГУМО учителей начальных классов Лазаренко Т.В. (МОУ «Шахтёрская СШ №18») рассказала о внедрении шахматного образования обучающихся в образовательных учреждениях. Татьяна Викторовна проинформировала о рабочих программах кружков в рамках внеурочной деятельности: целях, задачах, примерном содержании; акцентировала внимание педагогов на том, что шахматное образование – один из аспектов деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Также проинформировала о мероприятиях по внедрению ГФСК «ГТО ДНР». Методист управления образования Колисниченко Г.И. дала рекомендации руководителям ШУМО по окончанию 2017-2018 учебного года, организации мониторинговых исследований «Формирование универсальных учебных действий посредством совершенствования подходов к развитию математических, языковых знаний, к развитию техники чтения в рамках ГОС начального общего образования». Галина Ивановна проанализировала ход аттестации педагогов начального звена города Шахтёрска. Было организовано обсуждение проекта Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Участники заседания получили исчерпывающие ответы на интересующие вопросы.
Заседание ГУМО учителей географии прошло по теме: «Технологии развивающего обучения как условие реализации системно-деятельностного подхода». В ходе тематического семинара были рассмотрены методические вопросы. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода осветил Сидоренко В.В. (МОУ «Шахтёрская СШ с. Малоорлоловка»), также Владимир Викторович презентовал дидактический материал к урокам географии родного края. Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода представил Петрук Д.П. (МОУ «Шахтёрская СШ №19). С вопросами типологии и критериев оценивания урока выступили Кулькова Е.И. (МОУ «Шахтёрская СШ с. Грабово»), Алешина Г.П. (МОУ «Шахтёрская СШ №1»), Дёмина Е.А. (МОУ «Шахтёрская СШ №22»). Презентацию «Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов» представила Надточий К.В. (МОУ «Шахтёрская СШ №8»). Руководитель ГУМО Гетьманцева Т.В. (МОУ «Шахтёрская СШ №14) провела педмастерскую по подготовке к ГИА и переводным экзаменам по географии, проанализировала итоги аттестации педагогов в 2017-2018 учебном году.
На заседании ГУМО учителей физической культуры, НВ и МСП руководитель ГУМО Копейка С.М. и учитель Глуховский Н.Н. (МОУ «Шахтёрская СШ №18) проанализировали результаты проведенных соревнований и спланировали план работы на IV четверть. Учителя физической культуры Востриков С.И. (МОУ «Шахтёрская СШ №22») и Грыбинник О.А. (МОУ «Шахтёрская СШ №9») презентовали свой опыт работы в рамках аттестации. Методист методического кабинета УО Куликова Н.Н. акцентировала внимание на правильность заполнения и предоставление аттестационных материалов. С проблемными вопросами по вопросам апробации учебного пособия «Физическая культура. 5 класс» ознакомил учитель физической культуры МОУ «Шахтёрская СШ №4» Карачер М.В. С вопросом проведения учебно-полевых занятий в 10-11 классах на уроках НВ и МСП, заполнением журнала выступил руководитель ГУМО учителей НВ и МСП Востриков С.И.
На базе МОУ «Шахтерская средняя школа №19» прошли заседания ГУМО школьных библиотекарей, школы молодого библиотекаря, библиотечного сообщества школьных библиотекарей «Библиопчелка» и творческой группы «Вдохновение». Открыла заседание ГУМО методист методического кабинета Л.И.Ващева, которая остановилась на проблемах использования ИКТ в работе школьных библиотек. В ходе заседания рассмотрены вопросы: «Патриотическое воспитание обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации принципа преемственности», обеспеченности обучающихся учебниками на новый 2018-2019 учебный год и ведение бухгалтерской документации. Вниманию присутствующих была предложена презентация «Читательская среда и формирование креативной личности обучающихся, а также информации «Вести с курсов». Заседание методического объединения завершилось обсуждением и подведением итогов работы методического объединения.
В результате работы городских методических объединений педагоги обозначили проблемные зоны и пути решения по повышению качества образования в образовательных организациях, составили план повышения качества образования по предметам. Заседания прошли в доброжелательной, спокойной обстановке, были информационно насыщенными и полезными, так как имели большую практическую направленность.