Начало учебного года – это всегда волнительно и ответственно. Ответственно потому, что впереди учителей ждут не только уроки и тетради, но новые цели и пути их реализации.
В соответствии с планом работы методического кабинета управления образования администрации города Шахтёрска 29 августа 2019 года состоялись заседания городских учебно-методических объединений. В рамках заседаний были рассмотрены ключевые направления развития системы образования Донецкой Народной Республики в новом учебном году; повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросу организации инновационного образовательного пространства, методическое обеспечение образовательной деятельности. Подробно педагоги ознакомились с первоочередной задачей – разработкой Рабочей программы по предметам, методическими рекомендациями по преподаванию предметов.
Заседание ГУМО учителей русского языка и литературы состояло из трех тематических блоков: научно-теоретического, методического, презентационного. Руководитель ГУМО Белицкая Е.А. (МОУ «Шахтёрская гимназия) своё выступление начала с притчи о любви к учителю. Екатерина Анатольевна раскрыла цели, задачи, пути развития единого эффективного образовательного пространства, познакомила членов ГУМО с методическими рекомендациями по преподаванию предметов «Русский язык», «Литература» в 2019-2020 учебном году. Акцент был сделан на том, что тема первого урока в школах ДНР по русскому языку определена МОН ДНР и созвучна с эпиграфом методического объединения «Русский язык – мой мир, моя душа, моя Вселенная…». Белицкая Е.А. представила методический кейс с рекомендациями по его проведению. Методический блок был представлен методистом методического управления образования г.Шахтёрска Тюмневой Л.А. Людмила Андреевна проанализировала итоги работы ГУМО за 2018-2019 учебный год, ГИА по русскому языку и литературе, презентовала результат работы творческих групп: сборник «Разработки метауроков современной литературы» и «Работа с текстом на уроках русского языка в 10 кл.». Завершилось заседание ГУМО видеороликом представителя современной русской литературы А.Цыпкина с авторским рассказом «Список Феди», который предложила для просмотра Белицкая Е.А.
На заседаниях городских учебно-методических объединений учителей химии (руководитель Зинкевич В.И., МОУ «Шахтёрская СШ №1»), биологии (руководитель Кобелева Е.В., МОУ «Шахтёрская гимназия») были определены приоритетные направления 2019-2020 учебного года. Педагоги рассмотрели методические рекомендации по преподаванию, ведению классных журналов. Методист методического кабинета Гагулина В.В. проанализировала прохождение аттестации в 2018-2019 учебном году и дала рекомендации по аттестации на 2019-2020 уч. год. Учителя биологии получили конкретные задания по подготовке методического кейса «Современные подходы к преподаванию биологии».
В ходе заседания ГУМО учителей иностранных языков (руководитель Агеева Е.А., МОУ «Шахтёрская СШ №22») был презентован методический продукт, результат кропотливого труда и творчества педагогов Республики («Spotlight on Donbass»), с помощью которого станет возможной реализация воспитательного потенциала уроков иностранного языка (лингвострановедческий аспект).
На заседании ГУМО учителей информатики и ИКТ года руководитель ГУМО Андреева З.П. (МОУ «Шахтёрская СШ №2») обратила внимание коллег на такие моменты как: проблемные вопросы преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в классах информационного профиля и пути их решения, распределение часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в примерном учебном плане, подготовка учащихся к ГИА, выполнение санитарных правил и норм в кабинете информатики и ИКТ. Педагогам был предложен ряд материалов кабинета информационных технологий Донецкого РИДПО: «Актуальные форматы обучения информатике и ИКТ» (выступление Волобуевой Т.Б., проректор по научно-педагогической работе Донецкого РИДПО), мастер-класс «Метапредметный подход в современном образовании» (Коваль Н.Н., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин Донецкого РИДПО), научно-методическое обеспечение содержания предмета «Компьютерная графика» на 2019-2020 учебный год. Учитель Шахтёрской гимназии Лисовецкий К.Н. представил коллегам сборник практических работ для 8 класса. Была создана творческая группа в помощь молодым педагогам под руководством Вернигоры М.Н. (МОУ «Шахтёрская СШ №19»).
Руководитель ГУМО учителей истории Мартыненко И.Н. (МОУ «Шахтёрская гимназия») отметила, что главной целью школьного исторического и обществоведческого образования является развитие личности обучающихся в контексте базовых национальных и гражданских ценностей. Историческое образование на современном этапе характеризуется: приоритетностью изучения отечественной истории; изучением ее в контексте мирового развития; преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования; углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени; повышением воспитательной роли исторического образования. Рекомендации по созданию рабочих программ по предмету дала Огнева С.Л., методист методического кабинета управления образования.
На методическом объединении учителей начальной военной и медико-санитарной подготовки (руководитель Востриков С.И., МОУ «Шахтерская СШ №22») были рассмотрены вопросы военно-патриотического воспитания молодежи, создания клуба « Молодая гвардия».
Руководитель методического объединения учителей физического воспитания Броневицкий Ю.А. (МОУ «Шахтёрская СШ №19») рассказал об итогах проведения комплексных проверок по организации преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях в 2018-2019 учебном году и особенностях реализации программ по предмету «Физическая культура», стратегии внедрения обязательного модуля вариативного компонента «Бадминтон» в образовательный процесс. На заседании ГУМО рассмотрены результаты спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в 2018-2019 учебном году и проведено обсуждение плана работы на первое полугодие 2019-2020 учебного года. Методист методического кабинета Ващева Л.И. рассказала об особенностях преподавания предметов.
На заседании ГУМО учителей изобразительного искусства (руководитель Грицив С.И., МОУ «Шахтёрская СШ с.Орлово-Ивановка») были определены цели и задачи художественно-эстетического образования на 2019-2020 учебный год. Акцентировалось внимание на повышении качества преподавания, активизации разных форм партнерского взаимодействия школы и учреждений культуры (театров, музеев, библиотек) , что позволит каждому обучающемуся почувствовать себя успешным в образовательном процессе и будет способствовать повышению мотивации познавательной деятельности в целом. Ведь предмет «Изобразительное искусство» обладает мощным артпедагогическим эффектом и способствует гармонизации личности учащихся, что отвечает задачам современного образования.
Руководитель методического объединения учителей музыкального искусства Кищенко Е.И. ознакомила педагогов с основными задачами художественно-эстетического образования в 2019-2020 учебном году, примерными основными образовательными программами по учебному предмету «Музыкальное искусство». С целью реализации приоритетных направлений развития художественно-эстетического образования участники ГУМО обсудили следующие вопросы: особенности преподавания предметов «Музыкальное искусство» 1-8 классы с учетом изменений в программе; реализация единой ведущей педагогической стратегии художественной интеграции, полихудожественный подход к развитию ребенка в искусстве в контексте полихудожественной природы детства; организация и проведение культурных проектов, художественных конкурсов для обучающихся, участие в международных проектах и художественных конкурсах профессионального мастерства. Кищенко Е.И. обратила внимание на то, что основными и обязательными видами деятельности на уроках музыкального искусства должны быть восприятие искусства, анализ-интерпретация художественных произведений, художественно-практическая деятельность.
Первое заседание городского учебно-методического объединения учителей начальных классов школ города по теме «Компетентность педагога в организации образовательной деятельности – основной ресурс продуктивности обучения». Целью и основной задачей заседания было ознакомление педагогов начального общего образования с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса на ступени НОО в 2019-2020 учебном году; анализ структурных элементов Рабочей основной образовательной программы, Рабочей программы учебных предметов (курсов, дисциплин, иных компонентов), Рабочей программы учителя; обсуждение алгоритма разработки Рабочих программ и рекомендации возможных вариантов их наполнения в общеобразовательных организациях. Подведены итоги работы ГУМО за 2018-2019 учебный год, определены основные направления в новом 2019-2020 учебном году.
Материалы Методической студии «Инновационное обновление образовательного пространства НОО» (Донецкий РИДПО, Августовские студии - 2019) и материалы заседания ГУМО учителей начальных классов педагоги получили в рассылке.
На заседании учебно-методического объединения учителей трудового обучения и технологии педагоги ответственно подошли к изучению рекомендаций по составлению рабочих образовательных программ учебных предметов и рабочих программ учителя. С целью оказания методической помощи, за молодыми специалистами закреплены педагоги-наставники. Учитель трудового обучения МОУ «Шахтёрская СШ с. Грабово» Демура В.П. представил педагогам выставку творческих ученических работ, сопроводив её мастер-классом. Активное участие приняли коллеги и в обсуждении проекта плана работы ГУМО на новый учебный год.
В ходе заседания методического объединения педагогов-психологов и социальных педагогов методистом по психологической службе методического кабинета Кищенко А.В. были проанализированы современные тенденции развития психологической службы в Республике, поставлены приоритетные задачи на новый учебный год. Белецкая И.В., руководитель ГМО специалистов психологической службы (МОУ «Шахтёрская гимназия»), представила анализ работы методического объединения за 2018-2019 учебный год с точки зрения выполнения основных направлений, отметила специалистов, показавших высокую профессиональную результативность в конкурсах, олимпиадах, проведении мастер-классов, занятий на Республиканских мастерских. Кроме этого, на заседании большое внимание было уделено планированию деятельности и ведению документации в новом учебном году. В завершении Ирина Викторовна предложила участникам мини-практикум с использованием ресурсных техник арт-терапии для создания позитивного настроя на работу с последующим применением в своих педагогических коллективах.
Заседания городских учебно-методических объединений прошли очень плодотворно.