В рамках реализации мероприятий, приуроченных к Году русского языка в Донецкой Народной Республике, с целью воспитания любви к России, русской культуре и русскому слову 04.12.2019 года в 9-Б классе МОУ «Шахтёрская гимназия» прошел тематический урок внеклассного чтения «Золотой закатиться звездой. Мирра Лохвицкая».
Мария Александровна Лохвицкая – русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Мирра Лохвицкая, достигшая творческого пика и массового признания к концу 1890-х годов. После смерти Лохвицкая была практически забыта. В 1980—1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился; некоторые исследователи считают её основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
35 лет было отпущено ей. За свою короткую жизнь она трижды была удостоена высшей в то время Пушкинской премии, учреждённой Российской императорской академией наук. Её талант высоко ценили И.Бунин, К.Бальмонт, В.Соловьёв, В.Немирович-Данченко и многие другие писатели и деятели искусств.
Последним отзвуком прижизненной славы Лохвицкой стало увлечение её творчеством Игоря Северянина, который в честь поэтессы назвал свою фантастическую страну «Миррэлия». Спустя несколько лет после безвременной кончины поэтессы (в 1905 г.) «король поэтов» посвятил ей такие строки:
Я Лохвицкую ставлю выше всех:
И Байрона, и Пушкина, и Данта.
Я сам блещу в лучах её таланта…
Ее судьба была сколь блестящей, столь и печальной. Она, ушедшая молодой, пережила при жизни собственную славу первой русской поэтессы. Что так опрометчиво напророчествовала в собственном стихе - и не только ранний уход, но и «закатившуюся звезду»:
Я хочу умереть молодой,
Не любя, не грустя ни о ком;
Золотой закатиться звездой,
Облететь неувядшим цветком.
Эти строки впоследствии были признаны «ясно-осознанной пророческой эпитафией».
В течение более чем девяноста лет стихи М. Лохвицкой не выходили отдельными изданиями. Положение дел стало меняться в 1990-х годах. Английский «Словарь русских женщин-писательниц» отмечал, что роль Лохвицкой в женской поэзии «всё ещё ждет взвешенной и справедливой оценки» и что её «влияние на современников и позднейших поэтов только начинает осознаваться». Американский славист В. Ф. Марков утверждал, что «её жгучий, женственный стих определённо заслуживает внимания и реабилитации», и «именно Лохвицкая научила женщин говорить». Он же назвал Лохвицкую «кладезем пророческих предвосхищений».
Девятиклассники узнали много интересного о жизненном и творческом пути поэтессы, читали стихотворения и делились своими впечатлениями о новом литературном имени.