Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Мастер передает ученикам опыт, мастерство педагогического преподавания, чаще всего происходит путем прямого и комментированного показа конкретных приемов работы.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, вырабатывается индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
• психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
• профессиональные способности;
• педагогическую технику;
• определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
• мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
• мастерство убеждения;
• мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
• мастерство владения педагогической техникой.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
• Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.
• Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников разработки).
• Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
• Описание системы уроков в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
2. Представление урока, системы уроков:
• Рассказ педагога о проекте занятия.
• Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.
• Краткая характеристика результативности используемой технологии.
• Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Урок или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.
4. Моделирование:
• Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
• Обсуждение авторских моделей урока слушателями
5. Рефлексия:
• Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
• Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.