Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения – способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К.Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А.Ильина понимает под методом обучения" способ организации познавательной деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространёнными из которых являются:
По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
• лекция;
• беседа;
• рассказ;
• инструктаж;
• демонстрация;
• упражнения;
• решение задач;
• работа с книгой.
По источнику получения знаний:
Словесные;
Наглядные:
• демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
• использование технических средств;
• просмотр кино- и телепрограмм;
Практические:
• практические задания;
• тренинги;
• деловые игры;
• анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
• объяснительный;
• иллюстративный;
• проблемный;
• частичнопоисковый;
• исследовательский;
По логичности подхода:
• индуктивный;
• дедуктивный;
• аналитический;
• синтетический.
Другой вид классификации, предложенный М.Н.Скаткиным и И.Я.Лернером, основан на разделении методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности обучающегося по усвоению изучаемого материала. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• репродуктивный метод;
• метод проблемного изложения;
• частично-поисковый, или эвристический, метод;
• исследовательский метод.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, школьники остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
Репродуктивный метод обучения – метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Этот метод предполагает кроме восприятия информации ее практическое использование. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении – метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Метод обучения основан на самостоятельной деятельности учеников, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов с целью выявления степени их истинности.
Исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Знания, полученные подобным способом, глубоко и прочно оседают в памяти школьника. Творческая активность, присущая этому методу, способствует повышению интереса и мотивации к обучающему процессу.
В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. При этом приём обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).