травой заросли все траншеи и доты,
но буквы всё так же видны из гранита –
Никто не забыт и ничто не забыто!
Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны… Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны.
В связи с этим тема Первого урока в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году связана с 75-летней годовщиной этого значимого для жителей всей Республики события: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!».
Первый урок 2020-2021 учебного года – отправная точка в реализации новых программ духовно-нравственного воспитания на уровне начального общего образования и программ воспитания и социализации обучающихся на уровнях основного общего и среднего общего образования в условиях перехода на новые редакции Государственных образовательных стандартов общего образования.
Безусловно, красной нитью всех Первых уроков, которые состоялись 01 сентября 2020 года, стали патриотическая и духовно-нравственная содержательные линии. А значит, цель Первого урока 2020-2021 учебного года предполагает формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира; мотивация обучающихся к достижению в освоении основных образовательных программ высоких предметных, метапредметных и, прежде всего, личностных результатов.
Предметом обсуждения на Первом уроке стали исторические события, связанные с Великой Отечественной войной; знаменательные даты в истории городов и районов Донецкой Народной Республики и города Шахтёрска, связанные с освобождением от немецко-фашистских захватчиков; судьбы героев Великой Отечественной войны, в том числе земляков-шахтёрцев; мемориалы героям Великой Отечественной войны в Донецкой Народной Республике и в разных странах мира; письма Победы и т. д.
В связи с этим на уроках были спланированы коллективные творческие дела героико-патриотической направленности, что дает возможность детям и подросткам сделать свой вклад в большое общее дело увековечения подвига советского народа-победителя. Обучающиеся подготовили тематические листовки и плакаты, посетили музеи и музейные комнаты в своих общеобразовательных организациях и т. д.
Первые уроки для обучающихся младшего школьного возраста, согласно рекомендациям ДонРИДПО, проводились в игровой форме:
• квест «Дорогами Великой Победы»; «Вспомним всех поимённо»;
• сюжетная игра «Семейная реликвия», «Традиции Дня Победы»; «Письмо в прошлое»;
• познавательная эстафета «Великая Победа – бесконечная память»; «Листая страницы Великой Отечественной войны»;
• интеллектуальные паззлы «Монументы Победы в Донецкой Народной Республике»;
• игра-презентация «Творчество писателей-фронтовиков»;
• познавательная игра, виртуальная экскурсия «Музеи Великой Отечественной войны»;
• шляпа вопросов «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»;
• кроссворд «О героях былых времён» и др.
На Первом уроке в 5-9 классах использовался нестандартный, креативный подход к проведению занятия – были приглашены гости: работники музеев, ветераны Великой Отечественной войны и герои-ополченцы нынешних событий. Ребята подготовили презентации, видео, устные журналы, выставки-конкурсы тематических фотографий и др.
Первый урок для обучающихся старшего школьного возраста проходил с использованием проблемных и дискуссионных педагогических технологий, в основе которых – краеведческий материал (истории соотечественников – тружеников тыла): «О родном крае в годы войны», «Калейдоскоп памятных дат», «Герои тыла» и т.п.
При проведении Первого урока кабинеты были оформлены соответствующим образом: размещены карты Великой Отечественной войны, фотографии героев Великой Отечественной войны; библиотечные выставки; творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т. д.) о войне; портреты знаменитых деятелей истории и культуры Донбасса, в своих произведениях и своей деятельностью увековечивших Великую Победу.
Итоги проведения Первого урока отражены на сайтах общеобразовательных организаций.