Методический кабинет
управления образования г.Шахтерска

Инклюзивное образование
Список литературы
Программное обеспечение
Интернет-ресурсы


Инклюзивное образование


В настоящее время одновременно применяются следующие подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Домашнее и дистанционное обучение.
  2. Дифференцированное обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.
  3. Интегрированное обучение в специальных классах (группах) общеобразовательных учреждений.
  4. Инклюзивное обучение.
Первые три подхода широко известны и применяются довольно давно, а вот инклюзивное обучение возникло сравнительно недавно – на рубеже 1980–1990 гг. Так первая школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321) появилась в Москве в 1991 году. Также в современном образовании Европы и США развиваются несколько подходов, близких к инклюзивному обучению: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration). Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования и ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. А для этого необходимы не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработка специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами, специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Исследователи выделяют 8 базовых принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или других педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Однако не следует этого бояться и надо продолжать работать. Со временем они начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Родители иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей с ограниченными возможностями, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе с инклюзивной формой образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Инклюзивное образование дает детям с ОВЗ ряд положительных эффектов: они участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками; у них больше вероятность доступа к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить); они осваивают навыки взаимодействия в естественной среде. Дети с нормативным развитием также ведут себя более активно и получают больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности"; имеют более выраженные коммуникативные навыки.



Список литературы


Литература:

  1. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013
  2. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги / Ред. Н.Борисова. – М.: РООИ «Перспектива», 2011
  3. Пугачев А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 374-377
  4. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008
  5. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т.19. – №1. – С.5–16.
  6. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. - М.: Оперант, 2015
  7. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки»
  8. Видеолекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) «Международный опыт инклюзии» 1 часть
  9. Видеолекция профессора Ричарда Зиглера (Канада) «Международный опыт инклюзии» 2 часть



Программное обеспечение


Синтезатор речи Капитан для Android 4.x

Интернет-ресурсы


Устройства для слабовидящих: Говорящие компьютеры Для полноценной работы на компьютере людям с ограниченными возможностями используются синтезаторы речи Они отличаются разнообразием. Существуют как платные, так и бесплатные вариации. Стоит отметить такие разновидности, как: jaws; Nida; Cobra; экранный диктор внутри Windows. Говорящие компьютеры дают шанс слабовидящим пользоваться компьютером на уровне с обычными людьми. Они позволяют им пользоваться интернетом, электронной почтой, скайпом, создавать текстовые документы, электронные таблицы, слушать музыку и аудиокниги и пр. Дисплей Брайля Дисплей Брайля – устройство вывода и отображения графической и текстовой информации в виде точечных символов (азбука Брайля). Подключить его к компьютеру можно при помощи usb — провода или с применением Bluetooth. Дисплей Брайля Из последних новинок стоит отметить такие разновидности дисплеев Брайля, как Focus 14 Blue, Focus 40 Blue, Focus 80 Blue. Все они отличаются малыми размерами и весом, что крайне удобно. Также на дисплее имеется кнопка блокировки, что позволяет избежать ненужного нажатия какой-то кнопки случайно. Брайлевский дисплей Vario отличается компактностью. Его можно взять с собой в любой ситуации, чему способствует хорошая автономность, работы без подзарядки на протяжении 50 часов; Брайлевский дисплей SuperVario подходит для подсоединения к любому персональному компьютеру. Его отличительными особенностями является надежность и гибкость управления; дисплей VarioConnect 40 предназначен для подключения к компьютерам малого размера, ноутбукам или мобильным телефонам. Принтеры Брайля Это устройство (его ещё называют теснитель), предназначенное для печати, как обычных документов, так и документов, напечатанных шрифтом Брайля. Оно выводит на печать текстовые файлы и графические изображения в виде рельефно-точечной символики. Сопутствующее программное обеспечение позволяет перевести любой формат (текст, изображение) в брайлевский шрифт. Также с его помощью можно напечатать и обычный вариант документа в параллели с брайлевским. Это несомненное преимущество позволяет обучать на равных людей с ограничениями по зрению и обычных школьников. Принтер Брайля Разновидностей таких принтеров множество, поэтому чтобы сделать качественный выбор при покупке необходимо учитывать их функциональные характеристики: рабочее напряжение, сила тока, уровень шумового воздействия, скорость печати, наличие функции непрерывной подачи бумаги в принтер, ширина листа, совместимость с операционными системами. Программа экранного доступа Nida Программа экранного доступа Nida может быть установлена на персональный компьютер или миниатюрный флэш-диск. Также существует вариант, в котором представлена исходная кодовая информация, которые предназначен для тех, кто желает принять участие в разработке. Для начала работы необходимо распаковать zip-архив и запустить программу. Звуковой сигнал оповестит о том, что работа началась. На экране появится основная информация относительно настроек программы и ее функционирования. Программа экранного доступа Jaws Программа экранного доступа Jaws. Программа упрощает работу на компьютере слепым людям и людям, зрение которых ослаблено. Программа экранного доступа JawsПрограмма экранного доступа Jaws Она позволяет озвучивать всю символику экрана монитора различными голосами, с ее помощью можно не только прочитать интересующую информацию, отображаемую на экране монитора, но и пообщаться, поиграть в игры. Данная программа имеет демо-версию, которую можно попробовать бесплатно в течение 30 минут. Программы фирмы ClaroSoftware Продукты фирмы ClaroSoftware предназначены для лиц, имеющих ограничения по зрению. Стоит уделить внимание таким продуктам, как: LookOut – программа для пользования незрячими людьми. Она озвучивает всю информацию, которая в данный момент находится на экране. Для ее управления используется клавиатура; Magnus – программа рассчитана для пользования лицами с ослабленным зрением. Основная ее функциональная особенность – наличие лупы, которая многократно увеличивает тот или иной объект с экрана компьютера; SpeakOut. С помощью данного продукта люди с ограниченными возможностями по зрению слышат тот фрагмент информации с монитора, на котором в данный момент находится курсор мыши. Программа экранного доступа Кобра Утилита Кобра упрощает работу с Windows 7, Vista или Windows XP для слепых и слабовидящих пользователей компьютера. Программа экранного доступа КобраПрограмма экранного доступа Кобра Кобра объединяет все стандартные функции современной программы экранного доступа, ориентированной на пользователя. Программа Кобра фиксирует требования пользователя и выводит важную информацию с компьютерного монитора с помощью речи, брайля или увеличения экрана. Программа Webwizard Программа Webwizard приложение, работающее в комплексе с MS Internet Explorer, представляет собой web-страницу (как в обычном режиме), с которой можно делать различные действия в интернете (вводить запрос, искать интересующую информацию, переходя от источника к источнику и пр.). Операционная система Luwrain Операционная система Luwrain после загрузки дает возможность работы на персональном компьютере людям с ограниченными возможностями по зрению. Операционная система LuwrainОперационная система Luwrain Отличительной чертой является то, что при помощи данной операционной системы выполнение действий происходит абсолютно по-другому в сравнении с другими ОС (в некоторых случаях даже быстрее и проще). Центр специального и инклюзивного образования Дон РИДПО