Инструктивные материалы по использованию Примерного календарного плана воспитательной работы в организации образовательного процесса
Календарные планы воспитательной работы включаются в организационные разделы основных образовательных программ по уровням образования. Для каждого уровня образования разрабатывается отдельный календарный план воспитательной работы. Возможный вариант структуры календарных планов воспитательной работы предложен в приложении 1 к данным инструктивным материалам.
Среди приоритетных содержательных ориентиров воспитательных мероприятий ‒ тематика 2022 и 2023 годов в Российской Федерации (2022 ‒ Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, 350 лет со дня рождения Петра I; 2023 ‒ Год педагога и наставника) и в Донецкой Народной Республике (2022 ‒ Год молодёжи).
При разработке календарных планов воспитательной работы необходимо учитывать Примерный календарный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год (далее – Примерный календарный план), утверждённый Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 августа 2022 года № 776.
В зависимости направленности мероприятий Примерного календарного плана ответственными за их проведение могут выступать все категории руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций. Групповые и массовые воспитательные мероприятия проводятся к государственным праздникам, памятным датам и событиям истории и культуры Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
За проведение массового воспитательного мероприятия (акции, флешмоба, челленджа, квеста, фестиваля, концерта и т. д.) может отвечать заместитель директора и (или) педагог-организатор. К проведению подобных мероприятий могут привлекаться другие категории педагогических работников, обеспечивающих реализацию рабочей программы воспитания общеобразовательной организации.
Групповые воспитательные мероприятия (классные часы, беседы, диспуты, защиты проектов, аукционы идей, викторины и т. д.) целесообразно проводить классным руководителям и воспитателям групп продлённого дня.
Воспитательные мероприятия, не имеющие государственной значимости, могут быть интегрированы в уроки, и тогда их проводят учителя предметники.
Воспитательные мероприятия, приуроченные к датам, включённым в Примерный календарный план, могут проводиться как в очном, так и в дистанционном формате.
Форму и формат проведения воспитательного мероприятия образовательная организация определяет самостоятельно с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, а также организационно-педагогических условий реализации рабочих программ воспитания.
При проведении мероприятий рекомендуем использовать контент, направляемый Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики в адрес управлений (отделов) образования администраций городов (районов) Донецкой Народной Республики, руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики. Основу данного контента составляют преимущественно видеоресурсы.
Видеоресурсы являются одной из важнейших составляющих воспитательного процесса. Медиаконтент выступает для подростка не только источником информации, но и основой для формирования мировоззрения, поскольку это форма комплексного представления, совмещающая аудиальную и визуальную подачу информации. При работе с медиаконтентом важно сделать акцент на освоении сферы образного мышления, работе с ценностным восприятием.
План работы педагога по включению предлагаемого контента в структуру воспитательного мероприятия можно разделить на следующие этапы:
1. Подготовка технической части: анализ возможности показа (продолжительность видео) и дальнейшей работы с обучающимися.
2. Подготовка формата обсуждения: выбор подходящей под цель воспитательного мероприятия структуры анализа видеоматериала, т. е. выделение ключевых понятий или моментов видео, на которые следует обратить внимание обучающихся.
3. Показ видео на мероприятии в офлайн-формате (размещение видео для просмотра на сайте / на официальной странице образовательной организации в социальной сети «ВКонтакте»).
4. Обсуждение и закрепление полученного опыта обучающихся посредством видео.
5. Использование полученного опыта для дальнейшей работы на мероприятии.
Для обсуждения и дальнейшей работы с видеоматериалами предлагается использовать метод «Знаю ‒ хочу знать ‒ узнал». Это формат работы с видеоматериалами, который фиксируется в виде таблицы, состоящей из трёх колонок.
Работа по методу «Знаю ‒ хочу знать ‒ узнал» начинается перед просмотром видеоматериала, соответствующего теме занятия и интересам обучающихся. В первую колонку обучающиеся самостоятельно вписывают данные, которые им известны в отношении события, к которому приурочено воспитательное мероприятие. При этом в очном формате педагогу необходимо учитывать время, которое потребуется, чтобы обучающиеся записывали все свои идеи. После обсуждения с обучающимися желательно самые распространённые идеи внести как базовые.
Во вторую колонку выносятся вопросы, которые возникают во время просмотра видео, а также та информация, которую обучающиеся хотели бы обсудить дополнительно. Учитель может сам ответить на возникшие у обучающихся вопросы или предложить найти им ответы самостоятельно и подготовить материал на следующее воспитательное мероприятие.
Во время и после просмотра видео обучающиеся заполняют третью колонку ‒ это новая информация, которую они получили из видео. В колонке «Что изучили» тезисно фиксируются новые данные и факты. При необходимости видео можно посмотреть во второй раз, однако в очном формате такой подход будет возможен только с коротким видео, так как время мероприятия ограничено. Затем следует дискуссия и формирование ценностного отношения к рассмотренной теме.
В таблице 1 представлены формы интеграции видеоматериалов в активные методы воспитательной работы.
Таблица 1
Интегрирование видео в активные методы воспитательной работы
№ п/п Метод обучения Интегрирование видеоматериала
1. Анализ Анализ ситуации, показанной в видеоролике, и её системное представление
2. Метод описания Описание ситуации, представленной на видео
3. Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе видеоматериала
4. Метод классификации Создание упорядоченных перечней качеств, черт, характеристик, к которым формируется ценностное отношение посредством видео
5. Мозговая атака Генерализация идей относительно сюжета видео
6. Дискуссия Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения
7. Моделирование Построение модели ситуации или развития видеосюжета
8. Игровые методы Представление вариантов поведения героев видеосюжета
Использование активных методов воспитания в совокупности с применением предлагаемого контента будет стимулировать развитие навыков устной речи, творческого мышления, исследовательского интереса у обучающихся.
Поскольку предлагаемый формат работы основывается на наглядном восприятии, подводя итог, можно выделить следующие приемы просмотра и обсуждения видео:
‒ актуализация проблемы с дальнейшим её обсуждением и формированием жизненной позиции относительно рассматриваемых качеств, черт, характеристик, ситуаций;
‒ фиксация деталей с возможностью дать обучающимся достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
‒ провоцирование дискуссии;
‒ создание сценариев, когда видео останавливается и ведется обсуждение вариантов дальнейшего возможного сценария.
Предлагаемый формат работы является важной составляющей информационно-образовательной среды, особенно в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. При этом результативность применения данного активного метода находится в прямой зависимости от подготовки учителя и качества подобранного видеоматериала.
Приложение
к инструктивным материалам по использованию Примерного календарного плана воспитательной работы в организации образовательного процесса и рекомендуемого для его реализации контента
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ
на 2022-2023 учебный год
№ Дела, события, мероприятия Классы Сроки Ответственные
1. Урочная деятельность
1 …
2. Внеурочная деятельность
1 …
3. Классное руководство
1 …
4. Основные школьные дела
1 …
5. Внешкольные мероприятия
1 …
6. Организация предметно-пространственной среды
1 …
7. Взаимодействие с родителями
1 …
8. Самоуправление
1 …
9. Профилактика и безопасность
1 …
10. Социальное партнёрство
1 …
11. Профориентация
1 …
Приложение 2
к письму ГБОУ ДПО «ДОНРИРО»
от 08 сентября 2022 года № _____
Контент для проведения воспитательных мероприятий к
Международному Дню памяти жертв фашизма (11 сентября)
1. Что такое фашизм? ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ldXXEqofyJQ (дата обращения: 07.09.2022 г.)
2. Победили фашизм, победим и терроризм. ‒ Режим доступа: https://xn--h1aduu.xn--p1ai/2022/09/02/videorolik-pobedili-fashizm-pobedim-i-terrorizm/ (дата обращения: 07.09.2022 г.)
3. Маленькие герои большой войны. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=IF4sPzj3NEg (дата обращения: 07.09.2022 г.)
4. День памяти юного героя антифашиста. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ik2RB47KwLw (дата обращения: 07.09.2022 г.)
Контент для проведения воспитательных мероприятий
к Международному Дню Мира (21 сентября)
1. Международный День Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=G-dCZh7zGI4 (дата обращения: 07.09.2022 г.)
2. Международный День Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BJi6dRW0ANQ (дата обращения: 07.09.2022 г.)
3. 21 сентября – Международный День Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ghg5X10ayec (дата обращения: 07.09.2022 г.)
4. 3. 21 сентября – Международный День Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ZEZQbZURkAo (дата обращения: 07.09.2022 г.)
5. Песня к Международному Дню Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oS8kPY2lRMY (дата обращения: 07.09.2022 г.)
6. Голубь – символ Мира. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=l4Dj738nH1w (дата обращения: 07.09.2022 г.)
Контент для проведения воспитательных мероприятий
к Всемирному Дню русского единения (21 сентября)
1. 21 сентября – Всемирный День русского единения. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=L0SfSI-B0q8 (дата обращения: 07.09.2022 г.)
2. Всемирный День русского единения. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=up8iGdZvOqI (дата обращения: 07.09.2022 г.)
3. Всемирный День русского единения. ‒ Режим доступа: https://zyrbiblioteka.ru/всемирный-день-русского-единения/ (дата обращения: 08.09.2022 г.)
4. Праздник «Всемирный день русского единения». ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=SxeOdrzjB-A (дата обращения: 07.09.2022 г.)
5. Когда мы едины, мы непобедимы! Праздничные песни о Родине. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s462fZ4Avho (дата обращения: 08.09.2022 г.)
Контент для проведения воспитательных мероприятий
К Всемирному Дню туризма (27 сентября)
1. 27 сентября – Всемирный День туризма. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uvzy9gJRuAE (дата обращения: 08.09.2022 г.)
2. Всемирный день туризма. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=_ULoZCX_TrA (дата обращения: 08.09.2022 г.)
3. Всемирный День туризма. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fkuL_zUsDQ0 (дата обращения: 08.09.2022 г.)
4. Школа туризма. Учимся ходить в походы с нуля. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YM5D5UFEYmE (дата обращения: 08.09.2022 г.)
5. Школа туризма. Выбираем идею похода. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RCn1jo8e_-M (дата обращения: 08.09.2022 г.)
6. Короткий курс по туризму для новичков. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=hjS8RPIED7w (дата обращения: 08.09.2022 г.)
Контент для проведения воспитательных мероприятий
ко Дню работника дошкольного образования
1. Мульт-песенка о воспитателях. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9LV16afVphw (дата обращения: 08.09.2022 г.)
2. Поздравление с днём воспитателя и дошкольного работника. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=r4VBCf5m7Aw (дата обращения: 08.09.2022 г.)
3. Шуточное видео о работе воспитателя. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CDI55-D8bPk (дата обращения: 08.09.2022 г.)
4. С Днём работника дошкольного образования. ‒ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=UG_ENd68nc4 (дата обращения: 08.09.2022 г.)
Категория:
2022 год
Просмотров:
177
Рейтинг:
5.0 / 1