Приветствуем Вас, Посетитель | Войти | Регистрация

Категории:

Методический кабинет Управления образования Администрации Шахтерского муниципального округа Донецкой Народной Республики
$MYINF_1 6$
Материалы коллегии
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕТЕВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» Максименко Светлана Леонидовна, заведующий Методическим кабинетом Управления образования администрации города Шахтёрска При подведении итогов работы над реализацией модели взаимодействия Методического кабинета с муниципальными образовательными организациями на коллегии Управления образования в апреле 2022 года было принято решение создать муниципальный сетевой образовательный кластер как фактор развития муниципальной системы образования. С этой целью была создана рабочая группа, определён перечень муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, входящих в структуру муниципального сетевого образовательного кластера (школа-ядро и школы-спутники) (приказ УО № 75 от 19.05.2022). Проведено организационное совещание, приняты управленческие решения (приказ УО № 78 от 01.06.2022). Презентация данного проекта состоялась в ходе Августовских педагогических студий ГОУ ДПО «ДонРИРО» и на курсах повышения квалификации, организованных Министерством образования Сахалинской области (август 2022). На сегодняшний день начата разработка нормативного обеспечения (договор о взаимодействии или соглашение о сотрудничестве, Положение об опорной школе), составлены дорожные карты по реализации Проекта (по направлениям). Организовано партнёрство (школа-ядро – школы-спутники) с целью перевода общеобразовательных учреждений в эффективный режим функционирования. Продолжается работа по информационному сопровождению (создание имидж-блогов, сетевых сообществ педагогов в телеграм и т.д.). Есть определённые трудности и проблемы: в первую очередь - работа в условиях многозадачности. Ещё раз остановлюсь на преимуществах данного проекта и ознакомлю с ходом его реализации. Муниципальный сетевой образовательный кластер должен стать прорывным механизмом, способным обеспечить развитие и саморазвитие муниципальной системы образования города Шахтёрска в условиях реализации проекта "Школа Минпросвещения России". Содержательным ядром образовательного кластера выступает процесс личностно-профессионального самоизменения педагогического работника в педагога-преобразователя: мотивированного на изменение себя, других, окружающей действительности. Преимущества кластерной модели в том, что она поможет выявить реально складывающиеся варианты развития школы и помочь сделать школьной команде осознанный выбор между ними. Кластерную модель мы будем использовать: 1) как инструмент для проведения сравнительных мониторинговых исследований (поскольку возвращаемся к рейтинговой оценке); 2) для практического использования – обобщения и распространения опыта, организации сотрудничества между педагогами различных образовательных учреждений (в том числе при организации аттестационного процесса); 3) для методической поддержки педагогических работников: при анализе ими текущего состояния образовательного процесса; при изучении и использовании опыта других школ, а также в процессе разработки своих программ развития. Кластерный подход даст Управлению образования возможность использовать конкретный инструментарий эффективного взаимодействия внутри образовательной системы. Под образовательным муниципальным кластером мы понимаем общность образовательных организаций, взаимодействующих на основе единой цели, дополнительности ресурсов, технологий сотрудничества вокруг муниципальной методической службы. Кластерный подход основан на партнерстве заинтересованных друг в друге субъектов, способствующем их конкурентоспособности, инновационной активности образовательных организаций. Главной особенностью кластера является его инновационная ориентированность. Какие же преимущества дает кластерный подход в сфере управления муниципальной системой образования в условиях инновационных изменений? Во-первых, формируются инновационные точки роста в муниципальной системе образования. Во-вторых, охвачено значительное количество образовательных организаций новыми технологиями. В-третьих, благодаря механизму социального партнерства, обеспечивается эффективность управления муниципальной системой образования. В-четвертых, образовательные организации получают дополнительные конкурентные возможности для роста и развития по разным направлениям. Системообразующим элементом в муниципальном сетевом образовательном кластере является совместная деятельность с общими целями и ценностями образования, задачами образовательной деятельности, общими принципами обновления содержания и технологий образования. МБОУ «Шахтёрская СШ с. Розовка» является школой-ядром по направлению «Реализация обновлённых ГОС». С целью организации взаимодействия образовательных организаций между педагогами МБОУ «Шахтёрская СШ с. Розовка» и школ-спутников МБОУ «Шахтёрская СШ с. Малоорловка», МБОУ «Шахтёрская СШ с. Петропавловка», МБОУ «Шахтёрский УВК № 1», МБОУ «Шахтёрская СШ № 9» в период с мая по сентябрь 2022 г была проведена следующая работа: разработаны документы, регламентирующие деятельность педагогов сетевого кластера: 1.Дорожная карта мероприятий по обеспечению перехода на новые ГОС НОО,ГОС ООО, включающая разделы: - Организационные мероприятия по обеспечению перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО; - Нормативное обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО; - Методическое обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО; - Кадровое обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО; - Информационное обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО; - Материально-техническое обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС; - Финансово-экономическое обеспечение перехода на обучение по новым ГОС НОО и ГОС ООО. 2. Положение о рабочей группе общеобразовательного учреждения по введению обновленных ГОС в 2022году. Педагогами МБОУ «Шахтерская СШ с.Малоорловка» разработаны: - Критерии готовности образовательной организации к введению ГОС, - План-график мероприятий образовательной организации по введению обновленных ГОС в 2022 г.. Во всех образовательных организациях сетевого кластера - разработаны и утверждены ООП НОО и ООО, соответствующие требованиям обновленных ГОС; - разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам, программы внеурочной деятельности; - приведены в соответствие с требованиями обновленных ГОС к кадровым и психолого-педагогическим условиям реализации ООП штатное расписание и должностные инструкции работников образовательной организации; - разработаны планы работы школьных методических объединений с ориентацией на оказание методической помощи педагогическим работникам в вопросах реализации обновленных ГОС, - осуществлено повышение квалификации управленческой и педагогической команд по вопросам введения обновленных ГОС (пройдены курсы повышения квалификации руководящих и педагогических работников школ) Библиотеки образовательных организаций укомплектованы учебной и учебно-методической литературой. В 2022г. МБОУ «Шахтёрская гимназия» получило аккредитацию в Российской Федерации. Это событие стало точкой отсчета нового направления развития для системы образования г. Шахтерска. Сегодня курс нашего государства нацелен на всеобъемлющее и максимально плотное сближение с Российской Федерацией. Нам необходимо полностью интегрировать систему образования в образовательное пространство Российской Федерации. С этой целью и было выбрано направление муниципального сетевого образовательного кластера «Интеграция в образовательное пространство Российской Федерации, аккредитация МБОУ». Школой-ядром стала МБОУ «Шахтёрская гимназия», а школы-спутники - МБОУ «Шахтёрская СШ №18», МБОУ «Шахтёрская СШ №19». Так как работа сетевого образовательного кластера гибкая, присоединиться к работе может любая общеобразовательная организация и получить консультацию по аккредитации МБОУ. На данный момент творческой группой МБОУ «Шахтёрская гимназия» разработано положение по работе сетевого образовательного кластера. В процессе разработки дорожная карта, готовится график консультаций по формированию аккредитационного дела. Можно получить адресные консультации вне общего графика. Консультации могут проходить в форме ВКС или в очном формате. Как пример – взаимодействие с администрацией МБОУ «Шахтёрская СШ № 9». МБОУ «Шахтёрская СШ №22». Цифровая образовательная среда (СШ №1, 18). Утвержден порядок ЕИОС (Единая информационно-образовательная среда). Создана Модель единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). Разработана структура ЕИОС. В ЕИОС включено использование цифрового образовательного контента «ЯКласс». В рамках работы с ЦОК проведено методическое обучение педагогов и родителей. В качестве эксперимента на платной основе подключены 29 педагогов и 4 класса (88 человек, что составляет 32% обучающихся). Педагоги имеют возможность создавать свои предметы, получают доступ к проверочным работам в автоматизированной системе. Ресурсом предоставляются методические материалы, которые отсутствуют в учебнике, но необходимы для выполнения программного материала. Использование программы aSc Timetables для составления расписания. Администрация МБОУ «Шахтёрская СШ №22» использует данный ресурс на протяжении 4 лет. Используются технологии онлайн-сервисов для сбора и хранения данных, например, информация о результативности педагогов и обучающихся, успеваемости и т.д.). Данные технологии используются для составления графиков, например, Графика оценочных процедур. Планы на будущее: Приведение сайтов ОО в соответствие с требованиями сайтов ОО РФ. Расширение спектра сотрудничества с ЦОК «ЯКласс» (электронный дневник). Прохождение курсов на ЦОК «ЯКласс», участие в вебинарах и конференциях (педагоги). Участие в онлайн олимпиадах, форумах, прохождение тренировочных заданий по ВПР (учащиеся). Как известно, «Один в поле не воин», поэтому очень важно иметь команду единомышленников не только в своей школе, но и в образовательных организациях города, государства. Условиями для успешных преобразований в школе является творческое сотрудничество педагогических коллективов разных школ, внедрение в процесс новых подходов, регулярное общение учителей в сетевом педагогическом сообществе. Обмен опытом между педагогическими коллективами повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. Согласно приказу Управления образования «Об организации методической работы с руководящими и педагогическими кадрами муниципальных бюджетных образовательных учреждений города Шахтёрска в 2022-2023 учебном году» от 26.08.2022 года № 127 в рамках муниципального сетевого кластера организована работа между школой-наставником (МБОУ «Шахтёрская СШ № 4») и школами-спутниками (МБОУ «СШ с. Мануйловка» и территория + Новолуганская школа). На сегодняшний день разработаны: • Соглашение о сотрудничестве, • Дорожная карта реализации плана, • План совместной работы. Документы направлены всем участникам проекта для изучения, коррекции и согласования. Направление «Командная информационная открытость директоров школ» (МБОУ «Шахтёрская СШ №2») представляет собой интересную и перспективную работу. Авторы проекта актуализируют проблему информационной открытости управленческой деятельности школ города и района как обеспечение информационного обмена между заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение потребностей участников проекта в информации о деятельности муниципальной образовательной системы и позволяющего образовательным организациям получать обратную связь. Идея направлена на повышение качества образования на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, усиления конкурентоспособности субъектов. С целью создания проекта был заключен Договор о взаимодействии между школой-ядром и школами-спутниками, изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность проекта, разработан паспорт проекта, в котором определены цели и задачи, раскрыта актуальность, определен перечень лиц - основных исполнителей проекта, прописаны принципы реализации проекта, сроки реализации, прогнозируемые результаты, перспективы проекта и т.д. Также разработана Дорожная карта реализации проекта. В Телеграм-канале создана группа для обмена мнениями и идеями между координаторами проекта (школой-ядром и школами-спутниками: СШ №14, ОШ №21). Также создана страница для командной работы в программе MeisterTask. MeisterTask — инструмент для управления задачами и проектами. При помощи MeisterTask члены команды могут наладить планирование задач, их выполнение и получить данные об эффективности работы. Особенности Meistertask: • Ведение проектов на канбан-доске. • Просмотр загруженности на диаграмме Ганта. • Настраиваемые проекты и пользовательские поля для задач. • Фильтры и интерактивный поиск. • Комментарии к задачам и уведомления. • Интеграция с облачными сервисами. • Личный настраиваемый дашборд. МБОУ «Шахтёрская СШ пос.Садовое» определена как школа-ядро по направлению «Инновационная/экспериментальная деятельность». В состав вошли школы-спутники МБОУ «Шахтёрская СШ с. В.Шишовка» и МБОУ «Шахтёрская СШ с. Золотарёвка». Тематикой деятельности была утверждена тема республиканской экспериментальной площадки, действующей на базе МБОУ «Шахтёрская СШ пос.Садовое» - «Тьюторское сопровождение учащихся при обучении по программам среднего общего образования». На I этапе - создание условий взаимодействия - создана школьная команда консультантов и наставников из представителей управленческой команды. В ее состав вошли участники творческой группы экспериментальной площадки: Резанович Т.А., директор, Парфенова А.Н., заместитель директора, учитель русского языка и литературы, Мазуров А.А., учитель математики, информатики и ИКТ, Сытникова Г.А., учитель математики, руководитель ШУМО учителей естественно-математического цикла, Узлова С.Н., учитель русского языка, руководитель ШУМО учителей гуманитарного цикла, Биличенко Н.П., педагог-психолог. Членами творческой группы проведен установочный вебинар для аналогичных творческих групп школ-спутников. Во время вебинара участники творческих групп были ознакомлены с тематикой, основными направлениями, целями и задачами деятельности экспериментальной площадки, а, значит, и сетевого кластера. В настоящее время творческие группы работают над разработкой: 1. соглашения о сотрудничестве, взаимопомощи и совместной деятельности общеобразовательных организаций, 2. разработкой Дорожной карты совместных действий. Для сотрудничества была выбрана модель «Равноправные школы-партнеры». Основной принцип функционирования: совместная деятельность равноправных партнеров и объединение ресурсов, а также создание единого информационного пространства на сайтах общеобразовательных учреждений. В рамках наставничества к данному направлению добавлена и Луганская школа. МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово-Ивановка» является школой-ядром сетевого образовательного кластера по направлению «Реализация воспитательного потенциала». С целью взаимодействия образовательных организаций, обобщения и распространения опыта, организации сотрудничества между педагогами МБОУ «Шахтёрская СШ с. Орлово-Ивановка» и школ-спутников ОШ № 8», МБОУ «Шахтёрская СШ № 10», МБОУ «Шахтёрская ОШ № 11», МБОУ «Шахтёрская СШ № 13», МБОУ «Шахтёрский УВК №3», МБОУ «Шахтёрская СШ № 22», МБОУ «Шахтёрская СШ с. Грабово», МБОУ «Шахтёрская СШ с.Дмитровка», МБОУ «Шахтёрская СШ с.Степановка» разработана дорожная карта, включающая этапы, формы и методы сетевого взаимодействия. Разрабатывается результативный компонент, который будет включать программу мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации образовательного кластера. Создана группа в Telegram для совершения видео- и аудиозвонков в группе, организации конференций. Уважаемые коллеги! Мы рассмотрели целесообразность выбора муниципального сетевого образовательного кластера как инновационной инфраструктуры эффективного использования потенциала муниципальной системы образования. Это предопределяет использование новых управленческих подходов к решению проблем развития. Уверена, что участники образовательных отношений города Шахтёрска к ним готовы. Педагогический кластер предоставит новые возможности для его участников в соответствии с их профессиональными интересами и потребностями. А разнообразие педагогических практик значительно расширит образовательное пространство нашего города

Текстовый документ

Презентация
Просмотров:
184
Рейтинг:
4.0 / 4  

Похожие материалы: