Приветствуем Вас, Посетитель | Войти | Регистрация

Категории:

Методический кабинет Управления образования Администрации Шахтерского муниципального округа Донецкой Народной Республики
$MYINF_1 6$
Образ (модель) урока на основе ГОС

Как следует трактовать традиционные понятия, характеризующие образ (модель) урока на основе ГОС (технологическая карта, замысел, план, проект, сценарий, конспект, протокол, описание урока).

1. Технологическая карта урока – это матрица, состоящая из граф (таблица-пустографка), где отражаются условия, факторы, средства обучения, необходимые для проведения урока, предполагаемая деятельность учителя и деятельность учащихся: тема, тип урока, цели, оборудование, методы, формы, планируемые результаты по ГОС и т. д., из которых учитель заполняет те, которые ему нужны на конкретном уроке.

По нашему мнению, технологическая карта рассчитана на учителя-новичка. Кажется, что ему ничего не надо придумывать: берет матрицу, вписывает туда требуемые данные и создается иллюзия, что он получает готовый урок. Иллюзия потому, что кроме минимально необходимого набора средств, их нужно связать между собой, а урок еще нужно режиссировать и искусно, достойно исполнить. Начинающему учителю технологическая карта может помочь что-то не упустить, но не более.

2. Замысел урока – это идеальная (то есть возникшая в мыслях) модель урока, которая появляется у учителя во время размышлений о предстоящем уроке, чтения методических разработок, книг, учебника. Учитель-профессионал при этих размышлениях ищет (и находит) оригинальную идею урока, продумывает самые трудные вопросы, требующие творчества, продумывает запасные методические варианты, способы мотивации учеников на постановку для себя целей и многое другое, что позже учитель, если сочтет нужным, положит на бумагу в виде плана или проекта, или сценария, или...

3. План урока представляет собой поминутно расписанный по этапам, структурным элементам перечень воздействий учителя на учеников иногда с предполагаемыми возможными ответными действиями школьников. Поурочный план включает в себя те же содержательные элементы, что и технологическая карта урока, но план, как правило, привязан к структуре комбинированного урока. Структура варьируется в зависимости от задач, выбранного типа урока и включает примерное распределение времени по этапам, элементам структуры урока. И, конечно, план является более системным образом урока, чем технологическая карта.

4. Проект урока в том случае, если он не синоним плана, является более развернутой и более детально прописанной моделью предстоящего урока и при этом такой моделью, которая имеет определенную новизну. Проект урока исходит из знания учителем каждого из своих учеников: состояния их здоровья, возрастных особенностей, индивидуально-психологических признаков, социальнопсихологических позиций, прежней обученности и нынешней обучаемости, зоны их ближайшего развития, а также знания учителем социальнопедагогической и социально-психологической характеристики класса как устойчивой и целостной группы.

5. Сценарий урока. Это не просто последовательность действий, которые запланировал для себя и учеников учитель. Как правило, сценарий пишется, когда урок идет в театрализованной форме или в виде ролевой игры.

6. Конспект урока. В обыденной повседневной практике все рассмотренные формы представления урока нередко называют конспектами, хотя, строго говоря, это не вполне правомерно. Конспект – это именно краткое изложение существенного содержания чего-либо. Есть учителя, которые любят подробно и тщательно прописывать все компоненты предстоящего урока. Это особенно полезно для начинающих педагогов. Некоторые даже и не пользуются этим подробным текстом на самом уроке, а он служит им средством запоминания того, что они задумали и тщательно продумывали накануне.

7. Протокол – это подробная, поминутная фиксация того, что происходило на уроке, как правило, без анализа, которая потом может быть использована и автором протокола, и учителем для анализа, самоанализа и рефлексии урока.

8. Описание урока – это изложение увиденного и услышанного с личными оценками, впечатлениями, описанием деталей, эмоциональной обстановки и т. д., если необходимо представить свой опыт в виде статьи, методической разработки, видеозаписи и т. п.

Принципиальным является понимание, что ни одна из приведенных форм представления урока не дает никаких оснований считать, что учитель работает на основе ГОС. Со стандартами названные образы представления урока связывает только их содержательное наполнение.

И еще одно важное предупреждение. Ни одна из названных форм отображения урока не является обязательной, не может быть потребована от учителя кем бы то ни было, так как это сугубо личный творческий документ, готовящийся в произвольной форме и по желанию учителя. Только сам учитель, если сочтет нужным, может попросить завуча, директора, методиста и др. посмотреть подготовленный им образ урока с целью анализа, комментария, оценки этого образа (модели), подсказки и т.п. Подчеркиваем: ни поурочный план, ни технологическая карта урока не могут считаться обязательными документами до тех пор, пока не будет издан нормативный акт (приказ, постановление) органа образования, руководителя школы об их обязательной подготовке и обязательном представлении администрации школы.

С другой стороны мы уверены, что уважающий себя, добросовестный и ответственный учитель не позволит себе идти на урок неподготовленным и всегда будет иметь ту или иную форму представления урока.

Из книги: Поташник, Левит: Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя.