Только попытавшись приложить их.
Сенека Младший
16 января 2021 года стартовал муниципальный этап Республиканских олимпиад обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики. Победители школьного этапа, обучающиеся 9-11 классов, демонстрировали свои знания по русскому языку. Проходила олимпиада в МОУ «Шахтёрская гимназия».
Участие в олимпиаде по русскому языку дает, во-первых, более глубокое понимание законов развития и функционирования языка. Когда обучающийся решает олимпиадные задачи по русскому, он начинает мыслить как лингвист, подходить к языку с научной точки зрения. Почему это слово именно такое по форме? Почему оно значит именно то, что значит? Почему люди используют его так, а не иначе? Все эти вопросы вряд ли придут в голову обычному человеку, но те, кто участвует в олимпиадах по русскому, задумываются об этом постоянно. Во-вторых, развивается навык владения словом. Если вы умеете описать тонкие различия в значении или употреблении слов, конструкций, вы и сами сможете учитывать эти различия, когда будете писать тексты или выступать публично.
В этом учебном году участниками олимпиады по русскому языку стали более двадцати обучающихся из 12 общеобразовательных учреждений города Шахтёрска. Это ребята, владеющие знаниями за рамками школьной программы. В заданиях первого типа предлагался текст, высказывание или словоупотребление в речи и нужно было сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В заданиях второго типа исходным условием являются правила, закономерности, свойства языковых единиц, которые необходимо применить к предложенным фактам речи. Тип заданий «от текста к тексту» традиционно связан с филологической работой с текстом, предполагающей сопоставительный анализ текстов или различных интерпретаций одного текста. Довольно разнообразны задания структурно-лингвистического плана, направленные на поиск закономерностей по предложенным примерам и разбор «трудных» единиц и категорий русского языка. Выполняя задания «от языка к науке о языке», учащиеся должны продемонстрировать свою осведомленность в области русского языкознания. Олимпиадные задания по русскому языку потребовали от обучающихся не только знаний по грамматике языка, не только основательного знакомства с синтаксисом и пунктуацией, но и творческого подхода к выполняемой работе. Ребята справились с этой задачей и приятно удивили членов жюри своими интеллектуальными и творческими способностями.
В устном туре участники могли проявить свои ораторские способности, продемонстрировав умение аргументировать свою точку зрения, приводить примеры из художественной литературы, опираясь на свой читательский опыт. Члены жюри услышали мечты ребят о будущей профессии, размышления о событиях Великой Отечественной войны, об актуальности творчества А.С.Пушкина.
17 января на базе МОУ «Шахтёрская СШ №19» впервые за последние 6 лет состоялась олимпиада по французскому языку. Участникам предлагалось три задания: тест множественного выбора (аудирование), письменное задание и этап устной речи. При выполнении письменного задания необходимо было показать не только высокий уровень владения грамматическими и лексическими навыками, но и знания в различных областях жизни. Устное высказывание демонстрировало владение речевыми навыками и достижение коммуникативной задачи (раскрытие темы, диалог с членами жюри по заданной теме).
Для учащихся олимпиада – это трамплин для дальнейших успехов! Мы уверены, что опыт участия в олимпиаде многому научил. Желаем всем участникам никогда не останавливаться на достигнутом – учитесь, узнавайте новое, развивайтесь. Поздравляем каждого по отдельности и всех вместе! Когда вместе собираются развивающиеся, ищущие, целеустремленные личности, создается особый потенциал, и эта энергия делает мир лучше, добрее, совершеннее.
Успехов всем, вдохновения, творчества и позитива!